01.10.2013 00:40
Экономика

В РФ будут создавать зоны ускоренного развития

Текст:  Моисей Фурщик (глава Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам)
Российская Бизнес-газета - : №38 (916)
В нынешнее время регионам все меньше приходится рассчитывать на федеральную помощь для развития своей экономики. В таких условиях одним из самых эффективных инструментов является целенаправленное создание внутри региона точек роста - зон ускоренного развития. Концентрация финансовых и организационных ресурсов на четко выделенной территории позволяет достичь заметных результатов при меньших затратах денег и времени.
Читать на сайте RG.RU

Во многих субъектах РФ уже существует практика формирования таких территорий. Согласно статистике, на данный момент имеется около 200 подобных зон, созданных для улучшения социально-экономического положения регионов. При этом отсутствует общая законодательная база, определяющая разновидности таких территорий, их статус, процедуры создания, условия функционирования, механизмы управления и т.д. Даже на уровне базовой терминологии нет никакого единства.

Обычно для региональных зон ускоренного развития устанавливается особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, либо оказываются другие виды господдержки, имеющие явно выраженный "зональный" характер (например, инфраструктурное обустройство четко ограниченной территории).

Если говорить про основные характеристики таких зон, то их разброс очень велик. Но при этом можно выделить и какие-то наиболее типичные диапазоны. Например, самая характерная площадь региональных зон ускоренного развития - от 50 до 300 га. Наиболее распространенная отраслевая принадлежность предприятий - машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, стройматериалы, фармацевтика.

Полномочия региональных и муниципальных органов власти позволяют устанавливать довольно широкий перечень льгот для инвесторов. Они могут касаться налога на прибыль и на имущество предприятия, земельного и транспортного налогов. Конечно, в федеральных особых экономических зонах (ОЭЗ) перечень льгот шире, но и на региональном уровне имеются довольно серьезные возможности по созданию привлекательных условий для бизнеса.

И действительно, целый ряд регионов успешно справляется с этой задачей. Самый распространенный пример - технопарки Калужской области. Но помимо них можно привести примеры Липецкой области (ОЭЗ регионального уровня), Ульяновской области (промышленные зоны), Ставропольского края (индустриальные парки) и Новосибирской области (промышленно-логистический парк). В большинстве таких регионов принимались специальные нормативные акты, регулирующие вопросы создания и функционирования зон ускоренного развития.

Региональные зоны ускоренного развития должны быть нацелены не только на привлечение внешних инвесторов, но и на поддержку местных предпринимателей

Характерно, что наиболее активно этими вопросами занимаются средние по размеру и бюджетной обеспеченности регионы. С одной стороны, таким субъектам РФ нельзя рассчитывать на то, что инвесторы появятся сами по себе, поэтому надо вести целенаправленную работу в этом направлении. С другой стороны, такие "крепкие середняки" имеют возможность выделять хотя бы какие-то собственные финансовые ресурсы на поддержку инвестиционной деятельности.

Стоит отметить, что региональные зоны ускоренного развития должны быть нацелены не только на привлечение внешних инвесторов, но и на поддержку местных предпринимателей. В отличие от бизнес-инкубаторов для "самых маленьких", это следующая стадия - территория для выращивания среднего бизнеса. Наличие таких зон может заставить местного предпринимателя лишний раз задуматься, потратить свободные деньги на покупку зарубежной недвижимости или вложить в расширение бизнеса на комфортных условиях.

Помимо льготного режима важным фактором успеха является наличие квалифицированной управляющей компании (УК). В ее функции обычно входит привлечение новых инвесторов, организация строительства и эксплуатации инфраструктуры, решение административных вопросов и т.д. Желательно, чтобы такая управляющая компания брала на себя весь цикл сопровождения в регионе инвестиционного проекта. В большинстве случаев роль УК выполняет местная корпорация развития - дочерняя компания регионального правительства. Но встречаются случаи привлечения частных УК.

Однако самым важным элементом, согласно недавнему исследованию компании "Финансовый и организационный консалтинг", является инфраструктурное обеспечение региональной зоны ускоренного развития (см. диаграмму). Значение имеет не только экономия инвестора благодаря строительству инфраструктуры за бюджетный счет, но и фактор времени. Создание производства на заранее оборудованной площадке может сократить время подготовки к запуску проекта на 1-2 года, учитывая длительность получения различных разрешений и технических условий для присоединения к сетям.

При этом региону целесообразно не только ориентироваться на свои силы, но максимально использовать возможности получения федерального софинансирования на развитие таких территорий. Подобные возможности вполне реальны, и передовые регионы ими очень активно пользуются. Для индустриальных парков прежде всего стоит обращать внимание на программу поддержки МСП и меры по развитию моногородов. Для туристических территорий - ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации". Для крупных мультимодальных логистических парков - ФЦП "Развитие транспортной системы России" (подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг").

Также перспективной темой может оказаться создание зон территориального развития согласно ФЗ от 3 декабря 2011 г. N392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Но этот инструмент пока еще недостаточно полно описан и не имеет четкого финансового обеспечения, поэтому о его конкретных характеристиках судить еще рано.

Но в целом вопросы создания и развития региональных зон ускоренного развития представляются очень перспективными и вполне реальными.

Макроэкономика