Карта, напомним, разрабатывалась и дорабатывалась несколько месяцев. Она стала свидетельством реального желания Киргизии участвовать в интеграции на постсоветском пространстве. Однако движение к более тесному объединению с ведущими торговыми партнерами страны оказалось не столь быстрым, как хотелось бы сторонникам объединения. Причина - слабость местного рынка и реэкспортный характер экономики. Наполнение бюджета Киргизии, напомним, во многом зависит от перепродажи в страны СНГ товаров китайского производства, а также продукции местной легкой промышленности, которая, в свою очередь, зависит от поставок сырья из КНР.
Последний вариант "дорожной карты" стороны одобрили на видеоконференции. Документ, как утверждают официальные источники в КР, предусматривает приведение законодательства Киргизии в соответствие с соглашениями ТС, инфраструктурные преобразования, модернизацию, оснащение пунктов пропуска на границе и лабораторий, а также подготовку преференций.
- Принятие проекта "дорожной карты" не раз откладывалось из-за уточнения условий вступления Киргизии в Таможенный союз, - подчеркивают в минэкономики КР. - Теперь проект будет направлен на рассмот-рение руководителям действующих членов Таможенного союза и Киргизии, а затем его обсудят на ближайшем заседании глав государств, участвующих в ЕврАзЭС.
Руководители стран евразийского экономического сообщества соберутся в течение трех ближайших месяцев. Предполагается, что они одобрят "дорожную карту", и это даст старт реальному интеграционному процессу.
- Киргизстан намерен стать полноправным членом Таможенного союза и влиться в единое экономическое пространство, - вновь подтвердил позицию руководства республики премьер-министр КР Жанторо Сатыбалдиев. - Мы намерены реализовать "дорожную карту" в запланированные сроки. Определены основные приоритеты: повышение уровня жизни населения и обеспечение устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
По словам Сатыбалдиева, говоря об обсуждении "дорожной карты", киргизская сторона считает самыми важными три момента. Официальный Бишкек, к примеру, выступает за создание некоего механизма поддержки стран, которые стремятся войти в Таможенный союз. Речь идет, прежде всего, о республиках, которые отстают в экономическом развитии от участников "тройки".
- Не секрет, что уровень внут-реннего валового продукта на душу населения в Киргизстане в разы меньше, чем у стран Таможенного союза, - говорит глава правительства КР. - Поэтому механизмом поддержки могло бы стать создание специального фонда или института развития, подобного тем, которые существуют практически при всех интеграционных объединениях в мире. Во-вторых, предлагается обратить особое внимание на важность практического содействия созданию трудоемких производств на территории республики, что позволит смягчить шок от присоединения к Таможенному союзу и сократит уровень нелегальной миграции. В-третьих, для Киргизстана важно определение перечня товаров и ставок, в отношении которых республике необходимо применять ставки таможенных пошлин, отличные от единого таможенного тарифа ТС, в течение переходного периода.
По оценкам минэкономики КР, в краткосрочной перспективе возможен рост цен на импортируемые потребительские товары из стран дальнего зарубежья. Однако продукция из стран СНГ не подорожает.
- Оказание поддержки развитию экономики - одна из основных преференций, которые хотела бы иметь наша республика при вступлении в ТС, - говорит заведующая отделом внешней торговли и ВТО министерства экономики КР Римма Киселева. - В целом вступление республики в Таможенный союз создаст выгодные условия для торговли. В долгосрочной перспективе вступление принесет Киргизстану рост прямых иностранных инвестиций, усиление конкуренции, модернизацию, использование современных технологий. Будет создано комфортное пространство для ведения бизнеса, образовательного, культурного и гуманитарного сотрудничества. Будут сняты многие проблемы, препятствующие трудовой миграции наших граждан в страны ТС.
Большинство населения Киргизии поддерживает намерение руководства республики вступить в Таможенный союз. Об этом сообщают в Евразийском банке развития (ЕАБР), по заказу которого социологи изучали общественную оценку интеграционных процессов в постсоветских странах. В ходе исследования было опрошено более 14 тысяч граждан одиннадцати стран СНГ и Грузии.
По данным ЕАБР, за присоединение к ТС выступают 72 процента граждан КР. Столь же высокий уровень общественной поддержки интеграции со странами Таможенного союза демонстрирует население и других потенциальных участников организации. Так, "за" вхождение в ТС высказывается 75 процентов жителей Таджикистана и 67 - Армении. В Украине, для сравнения, уровень поддержки присоединения к союзу составляет 50 процентов, а в Молдове - 54. С одобрением относится к интеграции и большая часть населения Грузии (59 процентов).
Что интересно, население Киргизии и Таджикистана чаще всего оказывает предпочтения инвестициям из постсоветских стран (71 и 63 процента соответственно). Причем в основном жители обеих республик упоминают Россию.