03.10.2013 00:31
В мире

Борисовские мастера возродили искусство гобелена

Борисовские мастера воссоздали старинное искусство гобелена
Текст:  Владимир Бибиков (bibikov@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №37 (617)
Совсем скоро в Минске примет первых посетителей Дворец Независимости, белорусскую столицу украсит еще одна архитектурная достопримечательность. А пока художники и ткачи Борисовского комбината декоративно-прикладного искусства Белорусского союза художников делают последние стежки на гобеленах и других художественных текстильных изделиях, которые придадут интерьерам самого пафосного учреждения страны национальный колорит.
Читать на сайте RG.RU

Именно на этом предприятии по эскизам народного художника Беларуси Александра Кищенко, имя которого, к слову, оно сейчас носит, был изготовлен крупнейший в мире "Гобелен века".

Этот единственный в своем роде гобелен официально признан объектом культурно-исторического наследия мирового значения. Он даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Тканые вручную картины из Борисова украшают интерьеры штаб-квартиры ООН в Вашингтоне, Национальной библиотеки в Минске, Гранд-отеля в Москве, ведущих белорусских и российских театров, есть они и в частных коллекциях россиян. "Но разве искусство гобелена - не французское?" - спросит взыскательный читатель. И будет прав. Однако никакого парадокса в сказанном ранее нет. Поскольку почти одновременно с появлением во Франции ткачество с вертикальным расположением нитей в том же XVII веке прижилось в Беларуси. Этим, в частности, занимались крепостные князей Радзивиллов, из замков которых в Мире и Несвиже, Украине и Литве гобелены разошлись по всей Европе. С тех пор белорусское художественное ткачество крашеной шерстяной нитью обрело характерные самобытные черты и стало так же отличаться от французского оригинала, как французское слово "таписелье", означающее мастерскую, где ткались гобелены, по звучанию отличается от белорусской "таписирни", в сущности означающей то же самое. В частности, белорусские гобелены имеют не только своеобразную художественную составляющую, но и оригинальное переплетение нитей. Правда, век классического белорусского гобелена был недолог и уже в XIX веке практически завершился. Так же, к слову, как и знаменитых слуцких поясов.

Однако еще примерно через столетие старинное искусство в Беларуси было решено возродить. Очевидно, благодаря тому, что гобелен позволяет адекватно воспроизвести хоть грандиозность партийных идей и портреты вождей, хоть освоение космического пространства. Борисовскому комбинату декоративно-прикладного искусства в этом отводилась немалая роль. Его нынешний директор Григорий Шемит, шелестя пожелтевшими от времени страницами старых справок, рассказывает:

- Первые борисовские гобелены появились в 1967-1968 годах. Постепенно на комбинате сформировалась бригада квалифицированных ткачей, а вокруг него - круг профессиональных художников, создающих картины в технике гобелена. В советские времена заказы были расписаны на два года вперед, на цены никто не смотрел. Гобелены нам заказывали даже районные дворцы культуры и колхозы-миллионеры. Но с распадом СССР спрос на высокохудожественные тканые изделия резко упал. Численность коллектива предприятия сократилась более чем вдвое, до нынешних 100 с небольшим человек. В том числе гобеленщиц осталось всего 8 из прежних 40. И все-таки предприятию удалось пережить самые трудные годы, не растеряв квалифицированных специалистов. Старинное искусство сохранено и постепенно развивается. Недавно, например, приняли на работу 6 молодых женщин - хотят стать ткачами по гобеленам.

Помогает сохранить уникальные традиции в ткачестве и государство, освободив произведения художественных промыслов от налога на добавленную стоимость. Тем самым они стали дешевле, что облегчает продажу. Но почему все-таки прекрасные произведения искусства востребованы далеко не в той же степени, что два-три десятка лет назад? Чтобы разобраться, корреспонденты "СОЮЗа" отправились непосредственно в ткацкий цех. Там на большой раме из стальной трубы были вертикально натянуты двойные суровые нити основы, а сидевшие рядком ткачихи, поглядывая на стоящий перед ними картонный рисунок, навязывали на них шерстяные нити соответствующего цвета. Пройдя рядок, они уплотняли ткань деревянным молотком-гребенкой.

На первый взгляд, ничего хитрого. Попробовал и я завязать пару узелков. Не тут-то было! Пальцы предательски не гнулись, отказываясь захватывать нити именно там, где это необходимо. Ткачихи сдержанно улыбнулись:

- Эта работа для тех, кто дружит с нитками - вяжет, шьет. И в придачу терпеливых.

Елене Алехно, Татьяне Потапович и Алле Федисовой можно верить. Гобелены они ткут уже около четверти века каждая. Но кто-то почувствовал себя профессионалом уже через несколько месяцев, кто-то - спустя 14 лет. Все зависит не только от самооценки, но и от конкретного гобелена, над которым в данный момент приходится работать. На взгляд постороннего, "Гобелен века" - вершина сложности. Но, по мнению работниц, нынешние тканые картины куда более трудоемкие. К примеру, те, что были вытканы по заказу частного заказчика из Москвы. Потребовалось с фотографической точностью воспроизвести нитями достаточно много небольших портретов конкретных лиц. Показали мне и эскиз гобелена со сценой старинной охоты - оригинал я видел в Мирском замке. Так что мог только удивляться, как ткачихам удалось столь правдоподобно воспроизвести даже мельчайшие детали. Приходится, пояснили работницы, подбирать не только толщину, но и оттенок нити, самостоятельно ее подкрашивая - в ткацкой палитре может насчитываться до 300 цветов и оттенков.

- Не все сразу получается, -говорят мастерицы. - Иной раз доходит до слез. Но посидим, посоветуемся друг с другом, с художником - и потихоньку начинаем переплетать нить.

За право ткать картины ткачихам приходится также расплачиваться кровавыми потеками на нитях, артритами и болезнями позвоночника, падением зрения. Не зря ведь на пенсию на 5 лет раньше отправляют. Работа движется крайне медленно. В день гобелен может прирасти на 3-4 сантиметра. А ковер размером два на три метра вшестером в две смены ткали два с половиной месяца. "Гобелен века" - несколько лет. Отсюда и высокая художественная ценность изделия. Сейчас появилось автоматическое ткацкое оборудование с программным управлением, на котором можно делать дешевые гобелены. Но это, как говорится, уже совсем другая история. В Борисове же стараются сохранить накопленный десятилетиями опыт ручного ткачества.

...А старинный гобелен, о котором доподлинно было бы известно, что он соткан в Беларуси, в стране увидеть сейчас не так просто. Войны, революции и влага сделали свое разрушительное дело. Уже в наши дни мастерицы Борисовского комбината прикладного искусства отреставрировали две работы своих безвестных предшественниц XVII - XVIII веков, предварительно набравшись опыта у литовских коллег. Картину "Охота на тура" пришлось филигранным образом латать. Но те, кто видел ее затем в Мирском замке, вряд ли заметят обновленные места. Там же находится и обновленный гобелен на тему Троянской войны.

Что дальше? Григорий Шемит оптимизма не теряет. В частности, строит планы, как войти с темой возрождения искусства ткать гобелены в программу Союзного государства. Ведь прекрасные картины, сплетенные из нитей, не только восславляют достижения белорусского и российского народов, но и принадлежат им.

справка "СОЮЗа"

Над "Гобеленом века" с августа 1991 по февраль 1995 года трудились 14 борисовских мастериц. Его вес - 300 килограммов. Общая длина использованной нити из чистой шерсти - 806 километров. Размер полотна, выполненного способом ручного ткачества, - 19,5 на 14 метров. Главная идея - борьба добра со злом. Отображает главных действующих лиц мировой истории от Ленина до президентов Ельцина, Клинтона и Лукашенко.

Беларусь