Без пробок
- Главным приоритетом Москвы в течение всей второй "собянинской" трехлетки, как и первой, останется развитие транспортной системы города, - рассказал "РГ" руководитель департамента экономической политики и развития города Максим Решетников. - На это предполагается потратить 765,45 млрд руб. вместо 632,81 млрд, или на 21% больше, чем за 2011-2013 годы. Причем большую часть денег - 446,24 млрд руб. (на 175 млрд руб. больше) - пустят на развитие метро. В результате будет введено 58,9 км новых линий подземки (вместо 25,5 км), 32 станции (вместо 12), 11 депо (вместо 3). Метро придет в самые отдаленные районы столицы и даже в Подмосковье: Жулебино, Котельники, Тропарево, Румянцево, Саларьево, Раменки, Косино и другие. А вот для приобретения подвижного состава для метрополитена город привлечет частные инвестиции. "Заключив с инвестором договор на закупку и обслуживание составов подземки по контрактам жизненного цикла, Москва сэкономила 90-100 млрд из бюджета, направив эти деньги на развитие других отраслей", - пояснил Максим Решетников. С 2016 года на этот же принцип - по контрактам жизненного цикла - город переведет и закупку и обслуживание всего наземного общественного транспорта: автобусов (их к уже закупленным за 2011-2013 гг. 3,5 тыс. добавится 41), новых трамваев - к 76 - еще 120, а к современным 314 троллейбусам купят еще 16).
Длительное время избавлявшаяся от трамвая, в 2014-2016 годы столица намерена реконструировать 137 км существующих и построить 30 км новых трамвайных путей, что позволит открыть три новые линии этого самого экологически чистого вида городского общественного транспорта. На севере трамвай свяжет район Северный с платформой Лианозово и метро "Медведково" на юго-востоке, на юге - улицу Чертановскую с районом Бирюлево Западное, на востоке - 3-ю Владимировскую улицу с районом Ивановское. Для превращения электричек в городской транспорт выделенные пути МЖД построят на Ярославском, Казанском, Горьковском и Курском направлениях. А для удобства пассажиров обустроят 1600 конечных остановок общественного транспорта.
На реконструкцию автодорог в предстоящее трехлетие предусмотрены почти те же 296 млрд руб. Но, по словам Решетникова, будет затрачено больше, так как еще 23,9 млрд руб. заложено в текущих расходах города на так называемые локальные мероприятия на улично-дорожной сети (расширение отдельных участков дорог, создание карманов для общественного транспорта и т.д.). Всего новых дорог в границах Москвы исторической будет построен 291 км. В их число входят отдельные участки Северо-Восточной хорды, такие, как связка между Открытым и Щелковским шоссе и Северная рокада, которые раньше планировались как части Четвертого транспортного кольца, а также Южная рокада, Северный и Южный дублеры Можайского шоссе (там, где они проходят, Кутузовский проспект переходит в Можайку). Еще 41 км дорог добавится на территории Новой Москвы. Калужское шоссе от пересечения МКАД с улицей Профсоюзной до поселка Коммунарка реконструируют (от 20 до 29 км), здесь также появится транспортная развязка в районе поселка Газопровод, а дальше до 49 км протянется новая трасса.
На вопрос, когда же колоссальные затраты и невиданные прежде в столице масштабы работ приведут к реальному улучшению транспортной ситуации, руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев сказал: "Улучшение в разных районах Москвы уже чувствуется после ввода каждого объекта. Возьмите Каширское и Варшавское шоссе, реконструкция которых закончилась, новую транспортную развязку на Мичуринском проспекте, ввод в строй Алабяно-Балтийского тоннеля". Комплексное изменение транспортной ситуации в Москве, по мнению Андрея Бочкарева, следует ожидать через 3-5 лет.
К врачу без очереди
Активно занимаясь транспортом и дорогами, столичные власти не забыли и о других жизненно важных отраслях в городе. Почти в пять раз больше планируется вложить средств в обещанное мэром строительство поликлиник. Если в первую трехлетку их было введено в строй всего 5 на 2800 посещений в смену, то за предстоящее трехлетие значатся 23 поликлиники на 10 530 посещений в смену. Жителям районов, в которых лечебно-амбулаторные учреждения сейчас в 1,5 раза и более перегружены, а также отдаленных районов, где их острый дефицит, больше не придется стоять в очередях к врачу. Это касается поселка Бутово, Левобережного - здесь построят не только поликлинику на 750 посещений в смену, но и пристройку к существующей поликлинике N 133, районов Ховрино (ул. Зеленоградская, 27, к. 1), Нагатинского Затона (ул. Судостроительная, 46-50), Южного Медведково (ул. Полярная, 11), Некрасовка (мкр-н 6). (Полный адресный перечень поликлиник, которые будут построены в 2014-2016 годах, см. на сайте "РГ".)
Втрое больше денег выделят и на оснащение учреждений здравоохранения высокотехнологичным оборудованием. Его получат НИИ Скорой помощи им. Склифосовского, городские инфекционные клинические больницы N 2 и 50, городская клиническая больница N 13, санаторий "Красная Пахра". Запланировано реконструировать и построить 6 больничных корпусов (для инфекционной клинической больницы N 2, городских больниц N 1 и 67, а также на территории Морозовской детской городской больницы) и 4 роддома.
Жить в родном районе
Темпы строительства жилья планируются лишь чуть-чуть выше: 1 млн 779 тыс. кв. м вместо 1 млн 777 тыс. кв. м в 2011-2013 гг. Из них в 2014 году 622 тысячи кв. м отдадут переселенцам из "хрущоб", снос которых городские власти пообещали закончить в 2015 году - под переселение будет отдано еще 488 тыс. кв. м. Очередникам к 2016 году будет доставаться большая часть социального жилья - если в 2014-м для них предполагается направить 17,9 тыс. кв. м, в 2015-м - 55,4 тыс., то в 2016-м - 59,2 тыс. кв. м.
Строить социальное жилье будут во всех округах Москвы, чтобы предоставить москвичам новые квартиры в том же районе, в котором они и жили, как это положено городским законом о переселении. А в районах комплексной застройки жилья, таких как Люберецкие поля, Раменки, реконструкции ветхого жилого фонда - Южное Медведково, Коньково, Хорошево-Мневники, будут строиться и новые детсады - 58 на 11 700 мест, что вдвое меньше, чем за предыдущую трехлетку. Но, как сообщил Максим Решетников, одновременно город продолжит реконструкцию детсадов, возвращенных системе образования из тех, что были незаконно приватизированы в 90-е годы. Их сейчас отдают инвесторам на льготных условиях для открытия частных детсадов, владельцы которых обязаны предоставлять бесплатные места городским очередникам. Поэтому в целом, заверил Максим Решетников, в Москве добавятся те же 117 садиков, что и в предыдущие три года. К тому же город делает сейчас акцент на строительстве блоков начальных классов - их будет возведено 23 на 6020 мест, в то время как за 2011-2013 гг. было всего 2 на 650 мест. Их органы образования могут использовать и как детсады для старших групп детей.
Будет построено также 16 новых школ на 10,5 тыс. учеников - в районах, испытывающих дефицит школьных зданий: Войковском, Марфино, Бирюлево Восточное и других.
А еще москвичи получат за 2014-2016 годы реконструированный зоопарк - работы в нем уже начинаются, обновленный музей танка Т-34, Дом русского зарубежья Александра Солженицына и музейный комплекс ВМФ. Обещают строители довести до конца начатую реставрацию "Геликон-Оперы" и строительство нового здания для Московского театра Олега Табакова. А также музыкальную школу им. Гнесиных, детские музыкальные школы им. Мамонтова и N 13 Стравинского, центр искусств "Щукино" и другие объекты.
Для любителей спорта в городе добавится 9 физкультурно-оздоровительных комплексов, 5 велодромов, 10 футбольных полей. Ну а обновленная Большая арена спорткомплекса "Лужники", которая будет отвечать самым современным требованиям, в равной мере порадует и спортсменов, и зрителей.
Макет будущего вагона метро