Таким образом, область стала последним субъектом Дальневосточного федерального округа, где после июльского повышения акцизов выросла стоимость горюче-смазочных материалов. А ведь, по данным Росстата, еще в августе область была единственным регионом страны, где топливо подешевело на 0,3 процента.
Представители власти и контролирующих органов поспешили успокоить местных жителей заявлениями о "сезонности" и "объективности" роста цен. Но от этого переживать меньше сахалинцы и курильчане не стали - не за горами период зимней навигации и, следовательно, возможные перебои с поставками ГСМ, вызванные сложной ледовой обстановкой. А это в свою очередь чревато очередным ценовым скачком, ведь практически все заявленные властью шаги по обеспечению топливной безопасности области так и остались на бумаге.
В настоящее время ситуация на АЗС в Южно-Сахалинске выглядит следующим образом: самый популярный 92-й бензин отпускается по 33,7 рубля за литр (стоил 33,2), ДТ - по 35,4 (34,9), а 95-й бензин по 35,7 рубля (35,2). И это только на заправках "Роснефти", дочерняя структура которой - "РН-Востокнефтепродукт" - продает топливо большинству остальных региональных трейдеров. Соответственно, владельцы других АЗС вынуждены продавать ГСМ с накруткой. В некоторых районах области она составляет от трех до четырех рублей за литр.
Впрочем, у руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Георгия Тыченка по поводу повышения цен на топливо свое мнение. Он считает, что этот рост вполне обоснован и прогнозируем.
- Да, бензин дорожает, но по объективным причинам. Во-первых, повысились акцизные сборы. Во-вторых, никуда не делся фактор логистики - все-таки мы живем на острове, и транспортные расходы в обязательном порядке закладываются в конечную цену. В-третьих, нужно платить зарплату работникам АЗС, водителям бензовозов и так далее, причем с учетом северных коэффициентов и всех индексаций. Отсюда и рост себестоимости топлива, - говорит Тыченок.
И добавляет, что УФАС постоянно отслеживает цены на каждой АЗС. Причем ради объективности проверки проводят в разное время. Пока в текущем году необоснованного повышения стоимости топлива зафиксировать не удалось. Зато в 2012-м ООО "РН-Востокнефтепродукт" было оштрафовано на 600 тысяч рублей. Тогда же, но за более ранние нарушения, компания уплатила штраф в 14 миллионов.
- Цена топлива в области обязательно достигнет такого же уровня, как в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, составив около 1,5 доллара за литр, - уверен депутат Сахалинской областной думы Василий Шадрин. - Эта тенденция прослеживается очень четко. Совсем скоро мы будем покупать 95-й бензин по сорок рублей за литр, а 98-й - за все сорок пять. Если, конечно, не предпримем сдерживающих мер.
К таковым региональный парламентарий относит свои законодательные инициативы. Среди них есть и введение налоговых льгот для топливных трейдеров, и некоторые другие меры сдерживания роста цен на ГСМ. Впрочем, пока инициативы депутата не нашли поддержки у его коллег.
Но не были реализованы и начинания островных чиновников. Еще год назад, после очередного зимнего топливного кризиса, власти Сахалинской области договорились с "Роснефтью" о мерах по предотвращению дефицита топлива в дальнейшем. Для этого в первом полугодии 2012 года планировалось создать новую компанию - "Роснефть-Сахалиннефтепродукт", которая взяла бы на себя регулирование поставок ГСМ в островной край.
Тогда же было заявлено о необходимости увеличения объемов топливных хранилищ на Сахалине - до 50 тысяч тонн вместо существующих 20 тысяч. Говорилось и о том, что поставки на острова с материка должны быть диверсифицированы. Ни одна из заявленных инициатив так и не была доведена до логического конца. Во всяком случае - на текущий момент. Вместо этого региональные власти вплотную занялись воплощением другой идеи, связанной с переводом на газ автопарка и ряда АЗС. Возможно, это и есть долгожданный выход из топливного тупика, в котором практически каждый год оказывается область.
Кстати
Как заявил замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов, его министерство не ожидает дефицита топлива и значительного роста цен на внутреннем рынке страны. Даже так называемый "налоговый маневр" в нефтяной отрасли в 2014 году, предполагающий поэтапное повышение ставок НДПИ на нефть и снижение экспортной пошлины на углеводороды, по мнению чиновника, не изменит ситуацию. Как считают другие эксперты, цены на топливном рынке будут повышаться примерно на уровне прогнозируемой инфляции. Но чтобы выяснить это окончательно, надо набраться терпения и пережить еще одну холодную сахалинскую зиму.