03.10.2013 17:53
Культура

В Перми состоялась премьера редкой оперы Генри Перселла

Текст:  Игорь Карнаухов (Пермь)
В Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского состоялась премьера оперы Генри Перселла "Королева индейцев".
Читать на сайте RG.RU

1521 год. На территорию, что ныне зовется Мексикой, пришли конкистадоры. Царевну народа майя Текулихуацин (Джулия Баллок) отдают в жены одному из них, Педро де Альварадо (Ноа Стюарт). И не просто произволом вождя-отца, но с тайным умыслом - выведать, боги ли пришельцы из-за моря и есть ли у них какие-нибудь слабости. Как бывает, стерпится - слюбится. Засланная как шпионка, она становится верной подругой завоевателю. Она быстро понимает, что ее невольный избранник совсем не бог, а обычный человек, но не говорит об этом соплеменникам - потому что по-настоящему влюблена в него. Принимает католичество и искренне молится по правилам христианской веры.

Однако ее муж не меняется. Он продолжает проливать кровь ее народа. Даже родившаяся дочь не смягчает его жестокого нрава. И начинает искать новую жену - испанку. Разочарованная донья Луиса, - такое имя получила "королева индейцев" при крещении - удаляется в джунгли, обращаясь к майянским богам. Но уже нигде найти ей утешения. Осталась дочь Леонор - дитя двух рас (Маритксель Карреро), которое отныне тоже обречено метаться между двумя мирами.

- Кожа моя скорее бела, чем темна,

Фигура стройна, и все говорят о моей необычайной красоте,

Неужели я - провозвестница новой расы?.. - звучит один из последних монологов.

"Королева индейцев" была последней оперой британского композитора Генри Перселла (1659-1695), которую он не дописал, - заканчивал уже брат композитора Дэниэл. Всей музыки "британского Орфея", если исполнять это творение эпохи барокко в "чистом виде" - может, час с небольшим. Однако у Теодора Курентзиса и режиссера Питера Селларса получилось эпическое полотно почти на четыре часа и фактически новое произведение. Понадобилось прежде всего новое либретто. У Джона Драйдена, соавтора самого Перселла, вообще ацтеки воевали с инками, чего в реальности быть не могло. В итоге на гениальную музыку британского композитора конца XVII века положен роман совершенно неизвестной - почти как и Перселл, - никарагуанской писательницы Розарио Агилар "Затерянные хроники Terra Firma" (1980). Это в уста ее персонажей вложены арии на слова Драйдена и современных авторов, среди которых также российская поэтесса Вера Павлова.

Самого-то Перселла Теодор Курентзис за последние пять лет ввел в российский культурный обиход. В 2008 году он со своим оркестром Musica Aeterna и солистками Симоной Кермес и Деборой Йорк записал на диске перселловскую "Дидону и Энея". А в 2012-м пермской публике был явлен творческий эксперимент: в один вечер на сцене Органного зала были исполнены "Дидона и Эней" и приквел к этой опере, написанный всемирно известным британским композитором Майклом Найманом и доверенный Пермской филармонии и Курентзису. Впрочем, Перселла вспомнят любители Андрея Тарковского - именно музыка из "Королевы индейцев" звучит в финале фильма "Зеркало" (1974).

Питер Селларс, смешной американец с прической "волосы дыбом" и с разноцветными нитками бус до пояса на шее, назвал свою работу мировой премьерой четыреста лет спустя. Он двадцать пять лет жил идеей поставить последнюю оперу Перселла. В прошлом году, рассказывает он, они с Теодором Курентзисом впервые сошлись в Мадриде для совместной работы над оперным диптихом "Иоланта/Персефона" на музыку Чайковского и Стравинского, и в пересменке какой-то из репетиций Курентзис вдруг обернулся к нему и спросил: "Ты знаешь "Королеву индейцев"?!

- Я приехал в Россию, чтобы поработать с этим человеком, - восхищался Селларс, - и поехал бы за ним хоть куда. Но я оказался в Перми и здесь очень счастлив. И здесь нашел не только этого человека, но и прекрасный оркестр и хор Musica Aeterna, с которыми здесь работал, и считаю их лучшими в барочной музыке.

Не меньшие похвалы он посвятил пошивочному цеху, работницы которого сотворили костюмы в традиционном майянском духе из тканей, привезенных из-за океана. Впрочем, вполне в духе современного подхода к режиссуре, кроме аутентичных нарядов, герои еще переодеваются в камуфляж-милитари, героини-женщины - в длинные платья европейского покроя. Для большего колорита, исполнители партий главных антагонистов, Луисы-Текулихуацин и ее мужа - чернокожие певцы.

"Королева индейцев" - совместная продукция Пермского театра, Королевского театра Испании (Мадрид) и Английской национальной оперы (Лондон). Авторы собрали для нее международный состав исполнителей: певцы из США, Германии, Франции, ЮАР, художники-постановщики - также все американцы. Из всех пермских артисток в проекте участвует лишь одна из солисток: белоруска Надежда Кучер ("Золотая маска" за лучшую женскую партию в сезоне 2011/2012 с оперой Дюсапена "Медея материал") - с небольшой партией жены генерал-капитана конкистадоров. Да оркестр и хор Musica Aeterna, которые часть пермской интеллигенции упорно считать своими отказывается.

- Обычно, если есть подходящие наши певцы, мы оказываем им предпочтение, - объяснил Теодор Курентзис. - Но есть типажи, которые, по авторскому замыслу по-другому воплотить невозможно. Поэтому да, кастинг был специфическим, но он очень удачный.

После нескольких показов в Перми теперь "Королева индейцев" будет показана в ноябре в Мадриде. Когда оперу в следующий раз можно будет увидеть на местных подмостках, пока никто не сообщил.

Музыкальный театр Пермь Пермский край