03.10.2013 00:04

В Доме музыки выступил всемирно известный контратенор Филипп Жарусски

В Доме музыки выступил всемирно известный контратенор Филипп Жарусски
Текст:  Илья Овчинников
Российская газета - Федеральный выпуск: №221 (6197)
Открытие очередного концертного сезона в Московском международном Доме музыки стало, вероятно, наиболее эффектным за всю 11-летнюю историю ММДМ. Всемирно известный контратенор Филипп Жарусски представил программу "Фаринелли" в сопровождении Венецианского барочного оркестра под управлением Андреа Маркона. Звучали арии из опер Николо Порпоры, выдающегося композитора XVIII века, учителя Фаринелли. Вечер в Москве стал частью большого европейского турне Жарусски с этой программой, которое продлится до конца октября. После концерта маэстро ответил на вопросы "Российской газеты".
Читать на сайте RG.RU
Контртенор Филипп Жарусски

Многие полюбили вас благодаря диску "Театр любви", где вы поете Монтеверди с ансамблем Кристины Плюар. Кто из вас придумал исполнять музыку четырехвековой давности в свингующей манере?

Филипп Жарусски: В каждый проект Кристина привносит что-то свое, никогда не исполняя музыку так, как вы ждете. Наш новый диск будет абсолютно сумасшедшим, еще более чем диск Монтеверди, но это пока секрет. Что касается Монтеверди и свинга, нас много критиковали, но этот номер - "Ohime ch io cado" - мы обычно исполняем в конце программы. Почему не повеселиться после полутора часов серьезной музыки? Уверен, что и Монтеверди, и Бах, и Гендель, играя свои сочинения, позволяли себе брать пониженные ноты, как в блюзе. И наше исполнение ставит вопрос: знаем ли мы, как звучала эта музыка в их время?

Как вам удается выпускать один CD за другим, когда публика все больше предпочитает скачивать музыку в Интернете?

Филипп Жарусски: Что касается продаж, то у моих дисков они все еще хороши. Одновременно с моим альбомом, посвященным Фаринелли, вышел диск контратенора Франко Фаджоли, посвященный его современнику и сопернику Каффарелли. Значит, на них есть спрос! Мой ориентир - Чечилия Бартоли. Она сверхпопулярна - казалось бы, зачем ей записывать альбом Mission с мало кому знакомой музыкой Агостино Стеффани, почему не выбрать что-нибудь поизвестнее? А она поступает именно так и правильно делает. Меня восхищает Натали Штуцман: ее знают как певицу, но она брала уроки у Озавы, у Рэттла и учится дирижировать. Причем не только барочной музыкой - мечтает исполнять симфонии Малера. В декабре я впервые выступаю с ней и ее ансамблем Orfeo 55. Она станет за пульт, вместе мы также споем несколько дуэтов.

Вас дирижирование не привлекает?

Филипп Жарусски: Нет, я пока подожду. Когда совсем потеряю голос, будет чем заняться. На ближайшие десять лет мне еще есть что петь. Недавно мы записали Stabat Mater Перголези с российской певицей Юлией Лежневой, дирижировал Диего Фазолис. Было очень интересно, мы прежде не пели вместе. Три года назад у меня был концерт в Малом зале консерватории, я зашел в кафе рядом и случайно вижу ее. "Вы Юлия Лежнева?" - спрашиваю. "Вы меня знаете?" - удивилась она. Конечно знаю, я видел на YouTube невероятные ролики, где она поет Россини. Сейчас ей 23, а тогда было еще меньше. Но ее свобода и тогда уже была невероятной. В январе у нас небольшой совместный тур.

Вы много выступаете и в опере, и с концертами. Что для вас важнее?

Филипп Жарусски: Предпочитаю концерты и вот почему: выступая в Доме музыки, я не был доволен первой арией. Но что за беда - у меня было их еще много впереди. В опере же ты выходишь со своей арией и дальше уходишь на полчаса, там надо сразу спеть в полную силу. И если даже у тебя пять арий, это может потребовать двух месяцев репетиций. Из оперных планов могут назвать пока один - оперу "Полифем" Порпоры - это главное, что мне предстоит в следующем сезоне. Там у меня пять больших арий. Но еще вопрос, что труднее: там их пять, а на концерте я спел десять! Многое также зависит от зала. Больше всего я люблю Камерный зал Берлинской филармонии. Там я делал концерт с французскими песнями - для этой программы зал ровно тот, что надо.

Знакомы ли вы с русской музыкой?

Филипп Жарусски: На русском языке я еще никогда не пел. Надо попробовать. Из русской музыки больше всего люблю Десятую симфонию Шостаковича. Никогда не слышал живьем Валерия Гергиева - говорят, он один из лучших исполнителей Шостаковича. Верно ли, что в России он самый популярный исполнитель классики? Во Франции ты можешь быть очень популярен, но, будучи классическим музыкантом, не имеешь шанса стать национальным героем, как это возможно в вашей стране. В юности, когда я начинал как скрипач, мне доводилось играть некоторые квартеты Шостаковича. И в то же время все скрипачи играют сонаты и партиты Баха - так я стал интересоваться музыкой той эпохи. А потом услышал три оперы Монтеверди, и это открыло мне глаза.