04.10.2013 00:40
Экономика

Иностранным перевозчикам подскажут, как не застрять в пробке на границе

Иностранным перевозчикам подскажут, как не застрять в пробке на границе перед Новым годом
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Столичный выпуск: №223 (6199)
С 1 декабря 2013 года импортеры могут поднять цены на товары, а очереди на автомобильных пунктах пропуска вырасти. Такой сценарий не исключил министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Владимир Гошин.
Читать на сайте RG.RU

Правда, ЕЭК пытается сделать так, чтобы подобного не произошло, заверил Гошин.

Причиной возможного "затора" может стать прекращение сотрудничества между Федеральной таможенной службой России и Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП). Ассоциация гарантирует облегченный транзит и ввоз товаров и продуктов по спецкнижкам международных дорожных перевозок (МДП). Но ФТС еще в начале сентября сообщила, что с 1 декабря прекратит сотрудничество с АСМАП. Это произошло из-за долгов ассоциации перед таможней, которые достигли

20 миллиардов рублей. И действие книжек МДП уже отменено в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

ЕЭК вместе с таможней и бизнесом хочет вести упрощенные процедуры ввоза товаров без книжек МДП. И опубликовать такие "подсказки" для бизнеса. Гошин напомнил, что до декабря, когда ассоциация может утратить свой статус, а другая взамен ее не появится, остается мало времени. Значит, в России де факто будет отменена упрощенная процедура въезда автомобильных фур. "Мелким и средним грузоперевозчикам ничто не мешает резко увеличить цены на свои услуги, что отразится на конечной цене самих товаров", - предупреждает Гошин.

При обострении ситуации он также прогнозирует очереди на границе. И говорит о том, что надо дать перевозчикам максимум информации, какими альтернативными возможностями они вправе воспользоваться в России, если их книжки МДП - окажутся недействительными.

На сайте Федеральной таможенной службы таких подсказок о новом порядке финансовых гарантий, фирмах-поручителях при международных автомобильных перевозках, к сожалению, нет", - говорит Гошин. По его словам, на 16 октября 2013 года в ЕЭК назначено совещание, на которое приглашены таможенные представители, представители транспортных организаций и бизнеса. "Постараемся придумать эффективные рецепты", - добавил он.

При этом министр наднационального органа с оптимизмом оценил итоги второго Консультативного совета по взаимодействию ЕЭК (во главе с председателем Коллегии ЕЭК Виктором Христенко) и Белорусско-Казахстанско-Российского бизнес-сообщества. По его словам,

в ближайшее время будет создана Рабочая группа ЕЭК по доработке единого Таможенного кодекса. На новом этапе в ее работу будет активно интегрирован бизнес трех стран с консолидированной позицией. По словам представителя казахстанского бизнес-объединения Рахима Ошакбаева, из-за противоречий и несовершенства нынешнего Таможенного кодекса рейтинг Казахстана

в сфере таможни, по оценке Всемирного банка, за год снизился на 7 позиций.

Что касается 270 таможенных уточнений, которые больше года готовила рабочая группа под началом главы ФТС России Андрея Бельянинова, то они хотя и войдут в Таможенный кодекс но принципиально ситуацию не поменяют. "Улучшают Таможенный кодекс, а вместе с ним условия предпринимательства всего на 10 процентов", - заметил Владимир Гошин. По его словам, трансформации потребуют многие законодательные нормы. Например, поддерживающие принципы Единого таможенного окна в государствах Таможенного союза,

а также единые электронные разрешения на доставку товаров по всей его территории. Это позволяет всего один раз представлять документы на едином пропускном информационно-электронном канале, поясняет Гошин.

По словам министра, до мая 2014 года текст кодекса будет на 90 процентов согласован тремя странами и представлен главам государств. "Полноценная правовая база создаст основу для единого регулирования, станет важным шагом к отмене налогового резидентства", - сказал министр.Чтобы компании получили, наконец, право

не везти грузы через всю территорию Таможенного союза к месту собственной регистрации для таможенной очистки, а заплатить пошлины в любой стране ТС. Транспортные издержки вырастают вдвое-втрое. Впрочем, до такого "таможенного рая" пока далеко, так как отмена резидентства затрагивает вопросы национальных бюджетов, признал Гошин. Но обозначил срок.

За год-полтора бизнес приблизится к результату.

ВЭД