Владимир Николаевич, давайте все же для начала поставим точку в истории с ЕГЭ. Были ли основания упрекать брянских выпускников в их талантах?
Владимир Оборотов: На мой взгляд, тема возникла из ничего. Брянская область всегда показывала более высокие баллы, чем многие другие. И учителя, и ребята перестали бояться ЕГЭ, успешно "натаскивались" на сдачу экзаменов. Мы даем качественное образование, в этом не сомневается ни департамент, ни министерство. Однако в Рособрнадзор попали две-три анонимки. Кто-то поселяя сомнения, кто-то подхватил.
И все же нарушения были?
Владимир Оборотов: Детей проконтролировать трудно. На местах выявились некоторые недоработки. Например, забыл ребенок паспорт. Нарушение? Да. Я проводил эксперимент. Побывал в одной из школ в начале лета, собрал 110 детей и всех попросил: завтра принесите паспорт и ручку с синей пастой. Однако назавтра семь человек забыли паспорт. Кто виноват в этих недоработках? Взрослые. Нужно, чтобы часы висели в кабинетах, но их нет в некоторых сельских школах. Но влияет ли это на оценку знаний? На 15 минут позже где-то стали собирать контрольные. Это влияет на стобальную оценку? Или полицейский пришел в школу без удостоверения. Таких претензий три десятка. Да, у нас было 113 стобальников по химии, все они поступили. Начали проверять "аномально высокий результат", видим: 98 из детей учились на 4 и 5 по этому предмету. Если бы они учились на "тройки", тогда мы первые засомневались бы в объективности оценок, но у нас 96 участников олимпиад. А есть еще радиационный фактор. В том смысле, что уже несколько десятилетий наши ребята традиционно поступают в медицинские вузы и на факультеты физики. Ректор МГУ Садовничий говорит: какую б оценку ни получили, мы возьмем вас. Уже 264 брянца учатся в МГУ. Заключаем договоры с медицинскими университетами.
А фактор интернета?
Владимир Оборотов: Вот! Почти трое суток в Сети висело задание по химии - оно на сто процентов сошлось с экзаменационным. Первый экзамен - русский язык. Появилось решение в интернете - не поверили. Но когда пришли на экзамен - сошлось. Информация о втором экзамене тоже сошлась. А если бы был третий и четвертый - наверное, все получили бы по 100 баллов. Дети говорят: нам не нужно было решение, мы уже отработали его с репетитором и учителем. Был у меня откровенный разговор со знакомой девочкой. Она сказала: "Мы не списывали. Я увидела в интернете задания, мы все решили за два дня с учительницей". Про интернет, однако, многие предпочитают помалкивать, а по-прежнему ищут крайнего на периферии.
То есть контроль в следующем году надо еще больше ужесточать?
Владимир Оборотов: Вынужден согласиться. Что же касается результатов нынешнего лета, то областная комиссия разобралась во всем. Да, были нарушения, но это не говорит о том, что они повлияли на стобальников. Говорят, что у нас отклонение от средних результатов в один или два балла, но есть одна работа, которая отличается на шесть баллов. Но у каждого свое восприятие истории. Я проверил работу и ставлю 94 балла, а вы - 90. Проверяет все равно учитель, и он всегда сделает балл в пользу ученика, потому что ребенок 11 лет проучился. Но могу утверждать, что, например, подход к химии у нас жесткий. К тому же экзаменуют не только обычные учителя. У нас есть заведующие кафедрой химии, кандидаты наук. Не снимаю с себя никакой ответственности, но если б практиковались шпаргалки, списывание, если бы кто-то заносил и выносил ответы, тогда можно было бы говорить о преступлении.
На ваш взгляд, скандал ударил по детям, по их психике?
Владимир Оборотов: Мы удар приняли на себя, помогли учителям выйти на родителя, но не на ребенка. Я прошел путь от сельского учителя в Орловской области до руководителя департамента, не перешагнув ни одной ступени. Вел физику и математику. Когда-то мы сделали первый компьютерный класс в 57-й школе . Мой отец, преподаватель математики, имел звание "Заслуженный учитель", я такое же звание получил в 37 лет. Поверьте, психология школьника мне неплохо известна. Если бы скандал затронул детей, можно было бы уходить с этой должности.
Так все-таки "угадайка", если использовать определение ректора МГУ, дискредитировала себя или нет?
Владимир Оборотов: Когда мы писали сочинения, тоже были свои особенности. Надо дать ребенку право выбора - сдавать ЕГЭ или не сдавать. И такое право со следующего года уже будет.
Президент сказал: мы даем инфраструктуру - дайте нам качество образования. Что в Брянской области сделано по части инфраструктуры?
Владимир Оборотов: Очень много. Только в этом году 600 миллионов рублей израсходовали на подготовку школ. Это дает свои плоды, школы преображаются - заменили окна и кровлю, появились теплые туалеты. В этом году мы купили 434 программно-технических комплекса, переходим на государственный стандарт образования. Приобрели 135 тысяч комплектов учебников. Закупили 46 автобусов к тем 228, которые были. На повышение квалификации учителей израсходовали около 33 млн. рублей.
Компьютеры востребованы?
Владимир Оборотов: Да, они не простаивают. Не думаю, что у всех селян есть компьютеры. Дети приходят в свободное время в классы, и они учатся, а не просто развлекаются.
Руководитель Брянского машиностроительного завода Анатолий Задорожный попросил министра промышленности Дениса Мантурова помочь в восстановлении обязательного распределения выпускников вузов, так как специалистов не хватает. Что происходит с профессиональным образованием?
Владимир Оборотов: Здесь немало значимых перемен. У нас нет ПТУ, но есть система среднего образования, которая готовит рабочих. Там выпускают и отделочников, и сварщиков, и мастеров. Мы провели реорганизацию, произошло слияние некоторых техникумов. Понимаем, что надо на рынок работать. Заключили договор между ассоциацией строителей и техникумом, чтобы готовить нужных специалистов. Быстро переигрываем программы. Строители закупают учебное оборудование. На это израсходованы уже десятки миллионов. В результате фирмы, заказывая специалистов, их и получают. Раньше ведь выучили каменщика - а куда он пойдет, неизвестно. Теперь руководитель строительного предприятия говорит: мне нужно 17 каменщиков и пять арматурщиков.
В других отраслях что-то подобное есть?
Владимир Оборотов: Училище в городе Почепе готовит специалистов сельского хозяйства для агрокомпании. Инвесторы и власть вкладывают деньги на паритетных началах - по 10 миллионов. Три года назад Почепское училище было захудалым сельским учреждением, а теперь там преподают профессоры из Америки. И более того, ребята задают такие вопросы, на которые не сразу ответишь. Там же проходят переподготовку взрослые.
Мы хотим открыть многофункциональные техникумы прикладных профессий. Там же будет вестись переподготовка взрослого населения, что тоже очень важно. Область у нас сельская, это надо учитывать. Комаричское профучилище заключило договор с компанией и департаментом сельского хозяйства и готовит различных специалистов, в частности, ветеринаров. Если комбайн стоит восемь миллионов, то понятно, что за штурвал кого попало не посадишь. В Почепском районе работают на американских тракторах, причем даже девочки. Раньше в это училище не могли загнать молодежь, а теперь - конкурс.
Мы перепрофилируем профобразование под нужды рынка труда Брянской области, делаем его удобнее, дешевле. Зачем из Навли ехать в Брянск получать специальность? Мы открыли в этом райцентре филиал Комаричского техникума. Наверняка кто-то из ребят останется в сельской местности.
В каких сферах сегодня больше всего не хватает специалистов?
Владимир Оборотов: Не поверите, кафе и рестораны стонут из-за дефицита поваров и официантов. Мы услышали эти стоны. Соединяем училища в большой техникум, который будет готовить специалистов в сфере услуг. Ребята уже знают, куда пойдут работать. Причем зарплата у них будет выше, чем у юристов-экономистов. На некоторых заводах специалистам предлагают зарплату в 60 тысяч рублей, но работать некому. Понятно, что профобразование должно ориентироваться на рынок труда. Раньше упорно готовили станочников, а нужны они сейчас или нет? И какие? Появилось много специальностей, которых нет в реестре образования. Допустим, мастер наливных полов, установщик кондиционеров. Или работник коммунального хозяйства. Нам нужны высококвалифицированные рабочие. Сейчас просят не просто механизатора, а и "наполовину компьютерщика".
Строители откликнулись на призыв учебных заведений, а промышленники?
Владимир Оборотов: Откликнулись и машиностроители. Все понимают, что техникумы надо оснастить, чтобы они завтра выпустили хорошего станочника или наладчика. Строителей тоже было непросто собрать, но большие усилия приложил губернатор. И теперь они начинают понимать, что не напрасно потратили деньги на образование.
Видеть перемены приятно. У нас бюджетные места "ушли" наконец-то от юристов и экономистов в педагогику, науку, на факультеты, где готовят инженерно-технических работников. Повышение зарплат учителям привело к тому, что в этом году самый большой конкурс в вузах - на учителей младших классов. Пять человек на место. Из школы мы сделали школу, люди видят, что там уже есть неплохие условия, и они туда пошли. Но впереди работы на порядок больше, чем сделали.