"Длинный список" литературной премии "Дебют" объявили сегодня в Москве.
В лонг-листе этого года, как и положено, сто конкурсантов.
Конкурс проводится по номинациям: "Крупная проза", "Малая проза", "Поэзия", "Драматургия", "Эссеистика", "Фантастика". За каждую из номинаций отвечает один из судей.
Жюри премии "Дебют" 2013 года:
- Павел Санаев (председатель),
- Олег Богаев (драматургия),
- Дмитрий Веденяпин (поэзия),
- Дмитрий Глуховский (фантастика),
- Павел Крючков (эссеистика),
- Роман Сенчин (малая проза).
На пресс-конференции они поделились своими впечатлениями о тяжелой работе, которая была проделана по отбору и будет сделана по выбору победителей. Драматург Олег Богаев отметил, что в их работе никуда не деться от собственного вкуса и понимания того, как должно выглядеть, например, драматическое произведение. В свою очередь, координатор премии Ольга Славникова оценила текущий год, как "год рассказа", и выразила желание выпустить сборник малой прозы по окончанию конкурса, где будут опубликованы произведения не только номинантов, но и тех, кто оказался в предлонг-листе.
Прозаик Александр Кабаков, также взявший слово на конференции, выделил главное достоинство премии: "Десять лет назад, когда я был председателем жюри премии "Дебют", меня поразило, что в ней не было ни капли самодеятельности. Это сразу было очень серьезное литературное предприятие. Я думаю, что социальное значение этой премии гораздо больше, чем литературное, потому что десятки тысяч молодых людей заняты хотя бы попыткой что-то создать, а сочинительство - это некий созидательный процесс. Вот эти десятки тысяч молодых людей - это прямая заслуга премии "Дебют", и за это ей честь и слава".
Ольга Славникова, координатор премии "Дебют":
Литература, несомненно, выражает настроения, гуляющие в обществе, мысли, сидящие в умах. И вот факт к размышлению - в рукописях этого года много темы безработицы, явной или скрытой. Героев то и дело одолевает неуверенность и страх за будущее. Они не могут найти свое место в жизни, и, как следствие, у них возникает мысль: а есть ли оно вообще...
Была большая проблема с подъемом возраста, мы беспокоились: не станет ли премия "Дебют" уже не молодежной, а вполне профессиональной. Но пришли к выводу, что делаем все правильно, потому что мало кто уже в 18-20 лет может выдать что-то гениальное. В основном всем авторам нужно набраться опыта, чтобы сотворить что-то стоящее. Автор должен быть невероятно любопытным и любознательным. Если ты пишешь, ты должен полностью разбираться в этой теме, знать все изнутри. В чем проблема нынешнего конкурса, в том, что современные авторы научились ставить слово к слову, а мысли нет, нет таланта. Раньше графомана моментально выдавала его безграмотность, а сейчас люди стали очень грамотными. Многие говорят о том, что интернет разрушает грамотность, а мне кажется, что он наоборот учит людей письменно выражать свои мысли. Но никакой навык не затмит наличие таланта.