08.10.2013 00:20
Экономика

Экспорт высокотехнологичной продукции возрастет на четверть к 2016 году

Экспорт высокотехнологичной продукции возрастет на четверть к 2016 году
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - Инновации: №39 (917)
Госдума приняла в первом чтении законопроект об экспортном контроле за высокотехнологичной продукцией. Документ предусматривает, что режим безлицензионного экспорта такой продукции в некоторые государства будет устанавливать президент РФ. Он же будет принимать решения и о прекращении либо приостановке действия такого режима. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что новый режим может быть установлен только для государств, придерживающихся в своей внутренней и внешней политике "общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки". Также от государств требуется соблюдение норм международных режимов экспортного контроля. Предложения по перечню государств и номенклатуре отдельных видов контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта (или прекращается действие этого режима), президенту озвучивает правительство.
Читать на сайте RG.RU

Представляя документ, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский отметил, что законопроект предусматривает совершенствование процедур лицензирования внешнеэкономических операций с продукцией двойного назначения, аккредитации экспортеров, идентификации, а также введение института специалиста по экспортному контролю. По его словам, внесение изменений в законодательство связано с необходимостью устранения избыточных административных барьеров для внешнеэкономической деятельности с наукоемкой инновационной продукцией и призвано стимулировать рост ее экспорта. "Изменения, вносимые в законодательство, позволят вовлечь во внешнеэкономическую деятельность малый и средний бизнес, в том числе за счет облегчения таможенного оформления экспортируемой продукции", - добавил Руденский.

Увеличением объемов экспорта высокотехнологичной продукции озабочено и правительство. Министр экономического развития Алексей Улюкаев на заседании правительства в середине сентября отметил, что ведомство рассчитывает на серьезное увеличение экспорта высокотехнологичной продукции с высоким уровнем добавочной стоимости - на 25% к 2016 году. Достичь этой цифры должны помочь государственные институты развития: предполагается задействовать инструменты поддержки экспорта в области гарантий, экспортных кредитов, субсидирования процентных ставок.

Пока, впрочем, особых поводов для оптимизма нет. Наоборот, в докладе по индексу конкурентоспособности промышленного производства ЮНИДО отмечается, что экспорт высокотехнологичной продукции из России за десять лет сократился почти в два раза: с 40% до 23%. Доля такой продукции в промышленности составляет сегодня 17% вместо 22% десять лет назад. Директор отделения политики экономического развития, статистики и исследовательской деятельности ЮНИДО Людовико Алкорта отметил, что Россия - единственная страна БРИКС, где структура производства стала менее высокотехнологичной, чем была ранее. Например, в Китае высокотехнологичный экспорт составляет 60%.

Основу же российского экспорта по-прежнему составляют топливно-энергетические товары. По данным Росстата, на эту статью в совокупном российском экспорте за январь-июль 2013 года пришлось почти 72% совокупного экспорта, или 211 млрд долларов. "Для стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции можно предпринять меры в рамках двух основных направлений - экономического и юридического. Если экономическое стимулирование заключается в помощи государства соответствующим компаниям в привлечении финансирования, в том числе через механизм госгарантий, налоговые льготы и прочее, то юридические связаны с устранением административных барьеров", - отметил аналитик Инвесткафе Тимур Нигматуллин. По его мнению, изменения в закон об экспортном контроле как раз можно назвать юридическими стимулами - в частности, упрощены правила и сокращены сроки проведения идентификации контролируемых товаров и технологий.

Член совета директоров УК "Сберинвест" Олег Дьяченко считает, что стимулировать высокотехнологичный экспорт нужно по трем направлениям. Во-первых, со стороны государства нужна программа с обозначенными целевыми нишами зарубежных рынков, в которые руководство страны считает целесообразным войти с высокотехнологичной продукцией российского производства. Во-вторых, под такую программу необходимо среднесрочное и долгосрочное финансирование. Сегодняшняя ситуация, когда "длинные" деньги фактически отсутствуют, привела к тому, что наши промышленные предприятия оказываются неконкурентоспособными на внешних рынках. "Когда они пытаются выйти со своей продукцией на западный рынок на условиях 50% предоплаты, то предлагаемая ими схема оплаты (являющаяся для них единственно возможной) оказывается неконкурентоспособной на фоне лизинга и программ рассрочки платежа, предлагаемых западными производителями на покупку аналогичной продукции", - пояснил эксперт.

Говоря о третьем направлении, Дьяченко отметил, что сегодня в России практически отсутствуют крупные государственные инжиниринговые компании, реализующие масштабные проекты "под ключ" по заказу зарубежных стран с привлечением высокотехнологичного оборудования российского производства. Между тем инжиниринговые компании с господдержкой, если им поставить задачу получать заказы и реализовывать подобные проекты, например, в энергетике по заказу Индии, стран Африки и некоторых стран СНГ, могли бы обеспечивать закупку высокотехнологичного оборудования российского производства в объеме от 10 до 15 млрд долларов, уверен Дьяченко. Каждый из таких проектов мог бы обеспечивать долгосрочный объем заказов на техобслуживание и поставку комплектующих на годы вперед.

ВЭД Госдума