Как известно, спутники делятся на два вида - метеорологические и радиолокационные, предназначенные для всепогодного контроля. Метеорологические спутники используют главным образом метеозависимую оптическую аппаратуру, работа которой зависит от облачности. Если нужный участок земли закрыт облаками, с помощью оптики его не снять. Радиолокационным спутникам облака не помеха. Еще есть полярные низкоорбитальные спутники. Россия сегодня располагает всего одним таким аппаратом - это "Метеор-М" N 1, запущенный несколько лет назад. К сожалению, он выдает некалиброванные данные, то есть "картинки", из которых невозможно получить необходимую численную информацию, отмечает Алексей Кучейко, заместитель генерального директора инженерно-технологического центра "СканЭкс", занимающегося приемом и обработкой изображений Земли из космоса. Поэтому используются данные главным образом с американских спутников "NOA" и европейских "MetOp", данные которых хорошо калиброваны и находятся в свободном доступе.
Все эти спутники метеозависимы. Чтобы гарантированно получить информацию о ледовой обстановке, нужен радиолокационный спутник - радар. Здесь начинаются тонкости. Во-первых, информация радаров платная. Во-вторых, сегодня на мировом рынке представлены радары только трех поставщиков - Канады, Италии и Германии. Для арктической съемки преимущественно используется канадский спутник нового поколения "Radarsat-2", специально разработанный для съемки арктического региона. Кстати, он запущен на орбиту 14 декабря 2007 года с помощью российской ракеты-носителя "Союз-ФГ". Непрерывная съемка с "Radarsat-2" в течение 3-5 суток способна охватить практически всю территорию Арктики.
Российские власти не выделяют средства на закупку этой информации. В среднем один кадр такой съемки стоит от 1000 до 3600 долларов, а годовая лицензия на их использование стоит около миллиона евро. Как правило, их закупают российские организации и компании, ведущие хозяйственную деятельность в Арктике за собственные средства. В частности, это Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, которому радарные снимки нужны для высадки на лед станций "Северный полюс" или какой-нибудь сложной ледовой проводки. Еще один постоянный покупатель - "Атомфлот", занимающийся ледокольными проводками караванов по Севморпути.
- Бесспорно, такая ситуация нас не красит, - подчеркивает Алексей Кучейко. - Руководство Роскосмоса часто говорит о создании российской космической системы "Арктика", которая обойдется примерно в 68 млрд руб. Нас уверяют, что эта система будет создана быстро и станет эффективной, но я в это верю слабо. Кстати, Росгидромет намерен вывести на высокоэллиптическую орбиту аппаратуру типа "Молния". Предполагается запустить еще ряд спутников разных систем. И я не понимаю, зачем финансировать отдельно несколько систем, вместо того чтобы совершенствовать одну.
Канада не самая бедная страна, но и там сделали одну многофункциональную радарную систему, которая может делать снимки разного разрешения, например, отдельно для военных и спасателей.
Товарообмен по Северному морскому пути уже показал свою целесообразность, и грузопоток по нему будет только расти. Впереди - освоение шельфа, дальнейшее освоение полярных территорий, строятся новые ледоколы. Необходима система быстрого реагирования на возможные чрезвычайные ситуации в арктических регионах. Все это невозможно без современных систем спутникового мониторинга, убежден эксперт. В частности, руководство "Атомфлота" давно осознало важность спутниковой информации для быстроты и безопасности ледокольных проводок.
В свою очередь, в Росгидромете и Роскосмосе отмечают, что с российскими спутниками не все так плохо. По информации Роскосмоса, в июне 2013 года был запущен спутник "Ресурс-П", предназначенный в том числе и для оценки ледовой обстановки, наблюдения за районами чрезвычайных ситуаций, информационного обеспечения поисков нефти и газа. По предварительной оценке специалистов, полученные со спутника первые изображения в целом соответствуют заданным требованиям и подтверждают высокие характеристики космического аппарата.
- Сейчас работают три российских спутника - "Канопус", "Метеор" и "Ресурс-П", - добавила Татьяна Бурцева, начальник отдела информационного обеспечения научно-исследовательского центра космической гидрометеорологии "Планета" - подразделения Росгидромета. - По большому счету, все дальневосточные паводки мы осветили нашим "Метеором". Радиолокатор действительно не работает, но он должен пойти на следующем спутнике. Его предполагается запустить в 2014 году. Ледовая обстановка на Севморпути освещается и "Метеором", и "Канопусом", и "Ресурсом". Безусловно, радиолокатор нужен, но пока выходим из положения вот таким способом.
Федеральной космической программой до 2015 года предусмотрен запуск 15 метеоспутников, сообщил в одном из интервью советник руководителя Росгидромета Валерий Дядюченко. По его словам, необходимо иметь три геостационарных спутника и четыре аппарата на полярных орбитах. Но власти не отрицают, что сегодня в России спутниковая информация пока используется недостаточно.