08.10.2013 00:50
Русское оружие

Евгений Примаков: Гонку вооружений в мире заменила гонка военных технологий

Текст:  Евгений Примаков (академик)
Российская газета - Столичный выпуск: №225 (6201)
Взаимодействие между Оборонно-промышленным комплексом и гражданским производством весьма важно, особенно в условиях стремления преодолеть низкие темпы роста ВВП и отставание в технико-технологическом прогрессе от целого ряда стран.
Читать на сайте RG.RU

Конечно существуют такие острые проблемы, как отношение между госзаказчиками и организациями ОПК, реализация выделяемых федеральных средств, ценообразование, подчас срыв сроков поставок и низкое качество части поставляемой продукции. Все это широко обсуждается, и есть позитивная динамика, которая, нужно надеяться, будет продолжена. Происходит также концентрация усилий на производстве различных новых видов вооружений, диктуемая нынешней международной обстановкой и реальными достижениями в этой сфере наших вероятных противников. Не меньшее значение имеют и вопросы взаимодействия между военным и гражданским производством.

Оборонно-промышленный комплекс занимает особое место в российской экономике. На него приходится около 30 процентов валового производства в машиностроении, 45 процентов машинно-технического экспорта. ОПК включает в себя 1300 предприятий и организаций. И что главное - в оборонно-промышленном комплексе сосредоточены огромные интеллектуальные возможности, сконцентрированы наиболее современные технологии.

Как все это может служить сочетанию задач обеспечения на должном уровне безопасности России и развития нашей экономики в целом?

Первое. Следует исходить из того, что гонку вооружений в мире ныне заменяет в значительной степени гонка военных технологий. Активизация инновационных процессов становится критическим элементом военно-технического развития, создания научно-технического задела на десятилетия вперед для достижения устойчивого развития экономики страны и обеспечения национальной безопасности. Между тем структура военных расходов, можно считать, не нацелена на инновации. Доля ассигнований на военные НИОКР значительно ниже, чем в Соединенных Штатах. В США за прошедшее десятилетие расходы на военные НИОКР повысились с 43 до почти 80 миллиардов долларов в год. А расходы России на военные исследования и разработки отстают в 10 раз.

У нас целый ряд несовпадений, подчас противоречий с США, но есть чему и поучиться. Одним из примеров может служить американское военное ведомство, создавшее сеть лабораторий и исследовательских организаций видов вооруженных сил. Министерству обороны США непосредственно подчиняется и зарекомендовавшее себя с наилучшей стороны Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам - DARPA.

Второе. Мировая практика показывает, что если раньше основной поток технико-технологических новшеств шел из военного в гражданское производство, то теперь происходит главным образом перетекание инновационных идей и технологий из гражданских отраслей в военные. Для России это нисколько не снижает значения первого направления перетока, особенно прорывных идей, но в то же время подчеркивает необходимость научно-технической подпитки ОПК со стороны гражданских научных организаций и предприятий.

Третье. Оказалась несостоятельной практика магистрального направления конверсии военного производства в гражданское, заложенная в 90-е годы. В то время производству вооружений уделялось значительно меньше внимания, чем производству на предприятиях ОПК продукции гражданского назначения - как правило, не с использованием высоких технологий, а ширпотреба, которого, следует сказать, недоставало в стране. Но оставим проблемы конверсии историкам.

Основная идея интеграции технологий военной промышленности в гражданское производство, естественно, сохраняется. Однако формы осуществления такой интеграции меняются. Одним из важных направлений уже стало производство в ОПК продукции двойного назначения или высокотехнологичной гражданской продукции, что, по сути, не разделяет предприятие, выпускающее военную продукцию, на две части, как предполагала конверсия, а напротив, сплачивает производство в единое целое. Это создает возможность дать важную для народного хозяйства продукцию, не нарушая интересы оборонного комплекса.

Все большее значение приобретает участие наших оборонных предприятий в консолидации активов в крупные холдинги, что позволяет компаниям ОПК продвигаться в создании новых видов вооружений и одновременно расширять производство гражданской продукции. Такой "маневр" начали успешно осуществлять Соединенные Штаты, где еще в 90-е годы произошло объединение активов компаний "Локхид Мартин", "Боинг", "Дженерал Дайнемикс", "Рейтеон".

Четвертое. Мировая практика показывает, что прорывы в области высоких технологий, в том числе, естественно, и в военной промышленности, возможны лишь в результате прохождения такой цепочки: фундаментальные исследования, требующие ряда лет, затем их воплощение в опытно-конструкторские разработки, за которыми следует серийное производство. Существуют серьезные недостатки в соединении результатов фундаментальных исследований с реальными потребностями ОПК. Надо полагать, здесь сыграет свою роль Фонд перспективных исследований (ФПИ), образованный год назад федеральным законом, внесенным президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Задача этого фонда не только в создании прототипов новых вооружений, но и определении приоритетных направлений, на которых должны быть сконцентрированы усилия всего оборонного комплекса для отражения будущих угроз безопасности России. Совершенно очевидно, что эта задача не может быть решена без научного прогноза технико-технологических прорывов общего характера, которые могут привести к революционным изменениям и в военной сфере. Здесь одна из важных областей взаимодействия ОПК с гражданской наукой.

Пятое. Как в большинстве развитых стран, военное производство в России развивается главным образом на государственных предприятиях. Был взят обоснованный курс на создание отраслевых объединений, находящихся под государственным контролем. Отход от этого курса, иными словами приватизация таких стратегических корпораций, абсолютно контрпродуктивна. Нельзя вообще отказываться или ослаблять государственное управление предприятиями ОПК. Вместе с тем остро стоит вопрос совершенствования деятельности госпредприятий в военном производстве и особенно интегрированности их внутренних структур. Часто проявляется раздробленность, которую не назовешь необходимой внутренней конкуренцией. Подчас имеет место стремление таких гособъединений работать в первую очередь для получения краткосрочной прибыли, а не системного долгосрочного результата.

Развитие ОПК предполагает включение в военное производство компаний частного сектора. Это происходит в различных формах: в виде негосударственных производственных объединений, непосредственно выполняющих оборонный госзаказ (например, учрежденная АФК "Системой" корпорация "РТИ"), либо привлечения оборонно-промышленным комплексом частных компаний в качестве соисполнителей, либо включения в объединения ОПК близких по профилю гражданских компаний. Любая такая форма взаимодействия с частным бизнесом весьма перспективна, в том числе в плане использования в военном производстве НИОКР частного сектора. В России есть такие примеры, но взаимодействие между ОПК и частными партнерами, несомненно, нуждается в системном улучшении.

Хотел бы особо подчеркнуть заинтересованность предприятий ОПК в развитии конкуренции между компаниями, привлекаемыми из частного сектора, что, несомненно, должно способствовать повышению качества поставляемой ими продукции при снижении цен. В какой-то степени это, как и развитие внутренней конкуренции в ОПК, может снизить негативные последствия процесса монополизации отраслевых объединений.

Шестое. Большое значение для предприятий ОПК имеет стимулирование государством экспорта вооружений. В настоящее время он сопровождается расширением и импорта не производимого в России современного оборудования. Имеют место и отдельные примеры международной кооперации ОПК, что способствует его приобщению к современным научно-техническим достижениям. Но такая кооперация возможна лишь при сохранении автономии военного производства в России, что предполагает в том числе и производство отечественных комплектующих. Положительным примером может служить недавно созданный на базе "Ростехнологий" крупнейший российский центр приборостроения, ориентированный на производство отечественных комплектующих и для ОПК, и для гражданских отраслей промышленности. В создаваемый концерн будут входить и научно-исследовательские институты и предприятия.

Седьмое. Первостепенное значение приобретает подготовка в гражданских вузах специалистов по изготовлению систем вооружений. Нехватка инженеров-технологов в ОПК составляет 17 процентов, инженеров-конструкторов - 22 процента. К этому надо добавить, что нехватка квалифицированных рабочих достигает 40 процентов. Конечно привлечение в ОПК столь необходимых кадров зависит от их материальной заинтересованности. Но нельзя сбрасывать со счета и такую проблему, как подготовка специалистов. Мы много говорим, в частности, о необходимости восстановления системы профтехобразования, успешно проявившей себя в советское время и разрушенной в 90-х годах, но мало делаем для возвращения кузницы квалифицированных рабочих. Тяжелая демографическая ситуация также требует корректировки в этой части миграционной политики.

Естественно, перечисленные проблемы не исчерпывают темы взаимодействия ОПК с гражданскими научными центрами и отраслями промышленности.

Статья написана по итогам заседания "Меркурий-клуба" 7 октября 2013 года.

Вооружение России