Еще весной Рогозин потребовал от оборонных предприятий и Минпромторга повысить статус создателей военной техники. В частности, Объединенной авиастроительной корпорации, "Ростехнологиям", "Оборонпрому", "Вертолетам России" и другим предприятиям было поручено разработать меры по восстановлению статуса и повышению роли генеральных конструкторов при создании новейшей российской военной техники.
Накануне совещания Дмитрий Рогозин отметил, что "крайне важно поднять престиж, репутацию креативного класса нашей российской оборонной промышленности - генеральных конструкторов". По мнению вице-премьера, генконструктор должен быть системным интегратором всей работы крупного предприятия. "Генеральный конструктор это не тот, кто сидит в последнем ряду, а тот, кто обладает не только знаниями, но и толкает предприятие на риск начала новых работ", - подчеркнул Рогозин.
Должность "генконструктора" появилась в СССР во времена, когда шла активная гонка вооружений с США и всем блоком НАТО. В их руках сосредотачивалась огромная организационная и финансовая власть, что позволяло решать в короткие сроки сложнейшие задачи по созданию новой техники. По ряду направлений Советский Союз даже обошел Соединенные Штаты, хотя технологическая и элементная база у нас была слабее заокеанской.
Как правило, ведущая конструкторская должность совмещалась с высшей административной. Директора особо крупных предприятий со временем стали называться генеральными. Так что оборонкой Союза реально руководили, можно сказать, дважды генералы. Если КБ занималось сразу несколькими крупными проектами, то в нем могло одновременно работать несколько генконструкторов, как было, например, в ЦКБМТ "Рубин", где проектировались атомные и дизельные подводные лодки.
На должность генерального конструктора претендент утверждался специальным постановлением Совета министров СССР по представлению Военно-промышленной комиссии. Авторитет генеральных был непререкаем.
Все изменилось с переходом на рыночные отношения. Большую часть оборонных предприятий акционировали, появились новые холдинги и корпорации. И не всегда конструкторские коллективы, руководимые, как правило, пожилыми людьми, успевали за стремительно идущими реформами. Новые собственники и назначенные ими топ-менеджеры, может быть, и разбирались в финансовых делах, но в конструкторских мало что понимали - это, увы, факт текущего исторического момента. И генеральных конструкторов стали оттеснять от реального управления делами даже в рамках конструкторских бюро.
Управленцы новой волны тоже захотели именоваться не только генеральными директорами, но и конструкторами. Обычным явлением стали генеральные конструкторы, не знающие азов проектирования. Для того чтобы получить высшее конструкторское звание сейчас вовсе не обязательно иметь диплом престижного технического вуза. Достаточно быть удачливым финансистом или юристом по образованию и топ-менеджером по должности.
Если так дело пойдет и дальше, то у технических специалистов просто пропадет важнейшая мотивация к творческому труду. Одно дело быть наемным да еще и не слишком хорошо оплачиваемым специалистом, без всякой перспективы карьерного роста и другое дело - когда ты можешь стать генеральным конструктором, и твое имя будет знать вся страна.
Есть и другая сторона вопроса. По словам генконструктора фирмы "Камов" Сергея Михеева, сейчас очень трудно убедить менеджеров в перспективности новых разработок, в начале работ по действительно революционным проектам. Они не хотят рисковать деньгами и предпочитают лишь модернизацию давно отработанных изделий, а не созданию чего-то прорывного.
Переломить такую ситуацию и должно создание постоянно действующего совета генеральных конструкторов при Военно-промышленной комиссии. Дмитрий Рогозин подчеркивает, что на таких советах ведущие конструкторы смогут обмениваться идеями по созданию перспективных образцов, не ограничиваясь финансовыми интересами холдингов, которых они сейчас представляют. Действительно, в погоне за оптимизацией денежных расходов и получением прибыли нередко забывается, что помимо корпоративных интересов есть и государственные.