Как сообщала "РГ", Романа Шилохвостова подозревали в халатности, повлекшей крупный ущерб государству. Дело было возбуждено по материалам УФСБ по Новосибирской области и расследовалось в региональном СУ СКР. По материалам дела, в мае 2012 года глава имущественного департамента подписал договор купли-продажи памятника истории и культуры, который находился в государственной собственности. "Жилой дом двухэтажный начала ХХ века" - каменный особняк в центре Новосибирска площадью более 450 квадратных метров - был продан за шесть миллионов рублей. Покупателем выступил арендатор памятника - ООО "Гомеопатический медико-социальный центр". Следствие усмотрело в продаже здания приватизацию госимущества по заниженной цене - по заключению экспертов, которых привлек Следственный комитет, особняк стоил более 13,5 миллионов рублей.
Статус подозреваемого закрепился за главой департамента на восемь месяцев. В течение всего этого времени Роман Шилохвостов утверждал, что никаких нарушений закона при приватизации памятника он не допустил. Во-первых, договор с фирмой, которая проводила оценку здания, был заключен по результатам официальных торгов. Во-вторых, указанная в отчете цена (шесть миллионов рублей) была подтверждена экспертизой Российского общества оценщиков. "Эту экспертизу можно было и не проводить, закон не предусматривает такой обязанности, - подчеркнул в беседе с "РГ" Роман Шилохвостов. - Мы могли бы сразу продать здание по той цене, которая была определена в отчете фирмы-оценщика. Тем не менее экспертиза была сделана, чтобы исключить возможность ошибки". После возбуждения уголовного дела главу департамента поддержал и губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, назвав Романа Шилохвостова добросовестным и квалифицированным руководителем и заявив, что "никаких нарушений нет".
В мае 2013 года дело в отношении Романа Шилохвостова областным СУ СКР было прекращено, однако затем центральный аппарат Следственного комитета посчитал это преждевременным и возобновил уголовное преследование чиновника. Тем не менее уже в августе дело вновь прекратили в связи с отсутствием состава преступления, а прокурор Новосибирской области Евгений Овчинников принес руководителю департамента имущества извинения от лица государства. Моральные страдания Роман Шилохвостов оценил в десять миллионов рублей. Как сообщил он в суде, следствие, разыскивая банковские счета подозреваемого, направило запросы не менее чем в два десятка кредитных организаций в Новосибирске. При этом в запросах подробно описывалась вся схема "преступной деятельности" Романа Шилохвостова - и он склонен считать, что это делалось целенаправленно. "Я знаю, как обычно составляются такие запросы, потому что сам регулярно получаю их из следственных органов, - заявил Роман Шилохвостов. - Там не описывается фабула предполагаемого преступления, а просто формулируется вопрос и указывается номер уголовного дела. В моем же случае следователь сообщал все подробности - видимо, чтобы создать обо мне определенное мнение". Кроме того, ситуацией, по словам Романа Шилохвостова, воспользовались недобросовестные фирмы, имущественные споры с которыми департамент пытается разрешить в суде. В прессе появился ряд явно заказных статей, где пытались очернить не только Романа Шилохвостова, но и главу региона.
В возражениях на иск Романа Шилохвостова представители Минфина просят суд уменьшить сумму компенсации морального вреда - по их мнению, восемь месяцев в статусе подозреваемого, без предъявления обвинения, заключения под стражу и отстранения от должности десяти миллионов не стоят. Следующее заседание по иску назначено на 13 ноября, однако дело не в сумме, которую в итоге выплатят чиновнику из казны РФ. Прекращенное дело главы департамента - хороший повод для государства сделать определенные выводы сразу по двум направлениям. Во-первых, подумать, насколько совершенен сам механизм оценки зданий при приватизации.
- Такое уголовное дело теоретически можно возбудить по каждой аналогичной сделке, - считает адвокат Геннадий Шишебаров. - Сколько экспертиз по оценке зданий ни проводи, все придут к разным выводам. Необходимо либо доверять частным фирмам, если уж было решено отдать эту деятельность им на откуп. Либо определенным образом менять саму процедуру оценки, исключая возможность потом оспаривать ее результаты, если вдруг кто-то "решил", что они неверные. Иначе правоохранительные органы получают возможность произвольно возбуждать уголовные дела, всего-навсего проведя какую-то "независимую" экспертизу.
Во-вторых, дело Шилохвостова может стать прецедентом для сотрудников Следственного комитета в регионе. С недавних пор государство, выплатив определенную сумму жертве незаконного уголовного преследования, может затем заставить погасить этот ущерб конкретных причинителей вреда. Для этого прокуратура, действуя в интересах Российской Федерации, должна обратиться в суд с регрессным иском к следователям. Не исключено, что в данном случае события будут развиваться именно так. Эта мера, по мнению адвоката Геннадия Шишебарова, способна оградить общество от произвола правоохранительных органов. Кстати, еще в начале этого года руководитель СУ СКР по Новосибирской области Иван Шеенко в интервью "РГ" утверждал, что расследование дела Романа Шилохвостова абсолютно законно: "Мы возбудили это уголовное дело по одной причине - истину в данной ситуации возможно установить только следственным путем. Центральным районным судом Новосибирска возбуждение уголовного дела признано законным и обоснованным, имелись достаточные для этого повод и основания. Если подтвердится, что оценочные экспертизы были проведены без нарушений, а у подозреваемого не было с экспертами никаких договоренностей, - значит, дело будет прекращено в рамках закона".