11.10.2013 15:30
Культура

Ярмарка современного искусства в Вене ставит на новые имена и энергии

Ярмарка современного искусства в Вене ставит на новые имена и энергии
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №230 (6206)
"Мы построили слишком много стен, но недостаточно мостов". Эта цитата за подписью сэра Исаака Ньютона украшает стенд некоммерческого швейцарского фонда ORYX на Венской ярмарке современного искусства VIEN NAFAIR. Арт-ярмарка, которая проходит в австрийской столице с 10 по 13 октября, вполне похожа на один из тех мостов, которых всегда недостаточно.
Читать на сайте RG.RU
Венская ярмарка современного искусства Viennafair

Прежде всего - на мост между Востоком и Западом. Собственно, Вена еще со времен Австро-Венгерской империи была местом, где сталкивались, находили общий язык, расходились и общались добрый десяток народов, как минимум Европы (даже если не учитывать влияние турецкой культуры). И соответственно на Венской ярмарке, одной из самых молодых (она существует с 2005 года), это не могло не сказаться. А тут еще в 2012 году 70 процентов акций VIENARTFAIR купили два русских предпринимателя (в нынешнем году этот пакет принадлежит уже одному бизнесмену - Дмитрию Аксенову). Русские пришли и привели с собой новую команду кураторов в лице Кристины Штейнбрехер-Пфандт и Виты Заман. Эти яркие, сильные, умные молодые дамы хорошо знают общий европейский контекст, и, в частности, арт-сцену Восточной Европы и стран Балтии, плюс - родом из Казахстана и Литвы. Поэтому ставки на племя художников младое, незнакомое, выросшее на просторах постсоциалистического лагеря за последние двадцать лет, и мягкий "восточный" акцент оказались вполне логичны.

Впрочем, дело, конечно, отнюдь не в актуальности противостояния Востока и Запада (похоже, оно осталось даже не в прошлом, а позапрошлом веке), а в экономических реалиях. При том, что рынок современного искусства вновь на подъеме, его основные покупатели отнюдь не в Европе, а в США, Китае, Великобритании. В Вене же, как говорят российские галеристы (в этом году из 126 галерей - 11 из России), покупатели могут купить понравившуюся вещь, но за приемлемые для миддл-класса цены. Допустим, ценники на свитках российской группы ЕлиКука на стенде "Риджины" предлагали работы по "500 евро за метр". Благо они вошли в серию "Искусство продается метрами". Эти работы мгновенно "улетели" в первый же вечер. Украинская Mironova Gallery, которая привезла живопись Оксаны Мась, Ильи Чичкана, фотографии Олега Кулика, говорит, что ориентируется на ценовой потолок в 20 тыс.евро. Если речь идет о тратах, скажем, в сто тысяч евро, люди предпочитают не торопиться…

С другой стороны, галеристы из Восточной Европы, которые дома сталкиваются с кризисом, с надеждой смотрят на внешний рынок. И не только они. Понятно, что надежды арт-ярмарки в этом случае связаны с максимальным расширением круга покупателей. Отсюда - по-настоящему драйвовая параллельная программа ярмарки, рассчитанная на студентов, семьи с детьми, молодых людей. Плюс надежды на новые имена художников. То, что эта модель может работать, демонстрирует кураторский проект "Вена: дуэт. Наш Кавказ", представляющий искусство Польши и Грузии.

Тут, кстати, надо заметить, что незнакомые широкой публике имена могут оказаться весьма известными. Скажем, галерея Temnikova&Kasela из Эстонии показывала коротенькое видео Яана Тоомика. Вообще-то он живописец. Представлял павильон Эстонии на Венецианской биеннале 2005 года. Его работы были в Венеции в этом году - в основном проекте. Но он занимается также перформансами, видео. Скоро должен появиться его первый фильм. Берлинская Gallerie Nordenhake привезла работы поляка Мирослава Балки и художницы из Словении Марьетики Потрч. Я уж не упоминаю фотографии Юргена Теллера и видео Пьера Бисмата, которые показывает венская Christine König Galerie. Пьер Бисмат, между прочим, один из трех сценаристов, которые получили "Оскар" (2005) за сценарий фильма "Вечное сияние чистого разума".

Кроме того, противопоставление молодых художников (так сказать, сверхновой волны) и знаменитостей условно. Очень интересно работают кураторы программы Salonul de proiecte (с 2011), поддержанного Национальным музеем современного искусства в Бухаресте. В Вене они объединили известных художников среднего поколения (Джету Братеску,  Даниэля Кнорра…) и молодых художников в гротескном проекте Dear Money. Название - пародия на письмо, вроде тех, что приходят по электронной почте со знакомых адресов, но с однотипными текстами просьбой перевести деньги, срочно, не медля… На этот раз художница Марина Албу обратилась к …самим деньгам, с просьбой их простить ее и вернуться. Сюжет развивает Кристина Давид, предлагающая хэппи энд для Германа из пушкинской "Пиковой дамы"… А подхватывает группа Soyous Impossible, создавшая две картотеки: признаний, что люди сделали, когда деньги были очень нужны, и фотографий их авторов. Зритель должен угадать, чья перед ним история, соединив анонимный рассказ с одним из снимков. Он может заказать, чтобы его вариант отгадки был прислан по электронной почте. "Обменник" Даниэля Кнорра превращает банкноты доверчивых граждан в полоски бумаги. Признаться, у меня возникло стойкое ощущение, что вслед за "новым румынским кино", которое в фаворе международных кинофестивалей с "нулевых", стоит ждать "новых румынских художников".

По крайней мере, в одном из лучших спецпроектов венской ярмарки "DIYALOG: новые энергии" у румын, на мой вкус, очень изобретательные, остроумные, смелые проекты. Скажем, серия Марилены Прэды из разделочных досок с полосками и кусочками карт, которую венчает смятый глобус со вбитым в него гвоздем, только на первый взгляд, выглядит абстрактно антиглобалистской. Как выяснилось, повод более, чем конкретный. Он связан с планами канадской золотодобывающей компании заняться поисками золота в Румынии, закачивая в недра специальный состав, после которого остается буквально мертвая земля. А чего? Земля не своя, чужая... А нищим жителям можно выплатить компенсации. И все довольны. Это в Англии такие фокусы не проходят, а тут - вполне. Или все же нет?

Среди участников упомянутого DIYALOG’a - концептуальный проект турецкой художницы Oзлем Симсек, идущей по стопам Синди Шерман, и очень эффектные работы казахских художниц, в частности, Гульнары Мукажановой, превращающей белый войлок в маску, платье, скульптуру одновременно. Вообще, проблемы культурной идентичности, традиции и глобализации, равно, как и феминистская тематика оказались востребованы вроде бы в чисто коммерческом пространстве VIEN NAFAIR.

Трудно сказать, удастся ли кураторам в Вене соблюсти баланс между теми противоположными, по сути, ожиданиями, которые адресуются современному искусству: отвечать на вызов времени и быть неплохо продаваемым товаром. Но пока эти два полюса образуют наэлектризованное пространство арт-ярмарки, внутри которого кипят "новые энергии", диалоги, обсуждения. В том числе на тему, как стать счастливым при помощи современного искусства и перестать беспокоиться…

Прямая речь

Кристина Штейнбрехер-Пфандт, куратор программы VIEN NAFAIR отвечает на вопрос, как случилось, что художники Польши и Грузии выступают вместе в венском "дуэте", одном из спецпроектов ярмарки:

- Мы выбрали Польшу, потому что там очень активны молодые галеристы и коллекционеры. Для Восточной Европы это уникальный пример "встречи" современных художников, новых галерей и молодых коллекционеров. С одной стороны, там уже сложился средний класс, который заинтересован в собственной культуре. С другой - появились галереи, которые предлагают интересные работы за приемлемые для покупателя деньги. Получился красивый круг арт-коммуникации, который работает.

Что касается Грузии, то там интересных работ много, но галереи современного искусства не могут содержать себя. Тем не менее, произведения грузинских авторов показываются в мире.

Оказалось, что художники этих стран между собой знакомы, сотрудничают. Выяснилось, что им интересно работать вместе. Так мы их и объединили.

Актуальное искусство