Ранее, по данным источника "РГ", главы внешнеполитических ведомств договорились о том, что Вашингтон проведет необходимую подготовительную работу, чтобы сирийские оппозиционеры приехали на конференцию в Женеву и выступали на ней "одним голосом". Соответствующую дипломатическую работу с Дамаском должна была провести и российская сторона. Теперь очевидно, что ранее названные госсекретарем США сроки проведения конференции - вторая неделя ноября - выглядят не реальными.
В частности, президент СНС Жорж Сабра сказал, что "сирийский национальный совет, который является крупнейшим блоком в коалиции, принял твердое решение не ехать в Женеву". Можно предположить, что это решение вызвано как минимум двумя обстоятельствами. В мае представители Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил заявляли, что примут участие в международных переговорах "Женева-2" только в том случае, если будут установлены сроки принятия международного соглашения, согласно которому президент Сирии Башар Асад покинет свой пост.
Но очевидно, что это условие выполнено не будет. Решение официального Дамаска поставить под контроль свое химическое оружие превратило главу Сирии в легитимного партнера Запада на переговорах. Таким образом, на "Женеве-2" вопрос о немедленной отставке Асада обсуждаться не будет. Речь могла идти о создании временного правительства с участием оппозиции. Второе обстоятельство заключается в отсутствии единства среди сирийской оппозиции и появлении "третьей силы" - радикальных исламистов, которые выступают против любых переговоров с Асадом. На Западе все чаще эксперты говорят о неспособности Сирийского национального совета отвечать за свои слова, поскольку он не имеет влияния на группировки близкие "Аль-Каиде".
Ранее представитель Министерства иностранных дел РФ Александр Лукашевич заявил, что МИД РФ считает "фатальным сценарием" возможность отказа сирийской оппозиции участвовать в конференции "Женева-2". По его словам, "вряд ли кто-то ставит под сомнение саму идею проведения конференции, но мы исходим из того, что у оппозиции есть обязательства создать дееспособную команду, которая будет способна решать сложные задачи будущего строительства в Сирии".