Такие предложения прописаны в заключении Экспертного совета при правительстве РФ в рамках исполнения поручения первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова. В распоряжении "РГ" есть текст этого заключения, подписанный членом этого совета Александром Починком.
Уже довольно давно обсуждается проект поправок в Федеральный закон "О лотереях". Суть этих поправок в запрещении частных и регулировании государственных лотерей. Способы и методы регулирования этого рынка и обсуждали эксперты.
По оценкам специалистов, объем рынка тиражных лотерей сейчас составляет порядка 10 миллиардов рублей и примерно столько же - лотерей бестиражных. Объем продаж лотерей мог бы быть больше, если бы не несколько "но". Одна из главнейших проблем - подорвано доверие населения к лотереям. Граждане не спешат приобретать билетики, потому что считают, что выиграть невозможно, деньги поделят те, кто проводит эти лотереи. Сейчас в стране билетики покупают менее 5 процентов населения.
Именно поэтому эксперты предлагают сделать лотерейный бизнес прозрачным. Должна быть создана единая, контролируемая государством система управления лотереями, которая гарантировала бы пользователям прозрачность определения и выплаты выигрышей. Предлагается также создание единой всероссийской информационной системы учета продаж и администрирования лотерей, возможно на базе систем, используемых сейчас министерствами при проведении сегодняшних гослотерей.
Еще одна острая проблема - это распределение целевых отчислений от проведения гослотерей. Дело в том, что сейчас проследить, куда идут деньги от частных лотерей, практически невозможно. Десять процентов выручки должно идти на благотворительные цели. Куда они идут на самом деле, не знает никто. Как правило, они растворяются в разномастных благотворительных фондах, известных только самим организаторам этих лотерей. Поэтому и своих целей лотереи не достигают. Ведь изначально любая лотерея - это целевой проект, направленный на сбор средств на то или иное благотворительное или социально значимое мероприятие. В ситуации с государственными лотереями ситуация выглядит лучше. Все целевые отчисления попадают в бюджет государства. Суммы и сроки четко отслеживаются. Однако далее средства обезличиваются и проследить, на что именно они были израсходованы, становится невозможно.
Решить все эти проблемы без создания государственной монополии невозможно. Это показывает и международный лотерейный опыт. В ведущих лотерейных странах, например, в США, Франции, Италии существует запрет на негосударственные лотереи, а исключительные полномочия по организации всех государственных лотерей закреплены за регулятором отрасли. При этом само количество лотерей минимизировано, что обеспечивает формирование крупных призов и, как следствие, большую привлекательность для участников.
В России эксперты предлагают передать все полномочия по регулированию лотерейной деятельности, например, Минфину. Регулятор должен будет формировать политику во всей лотерейной деятельности, в том числе анализировать и выбирать те или иные социальные задачи, которые следует финансировать за счет лотерей. В этом вопросе у экспертного совета два предложения. Либо определять организаторов всероссийских лотерей на конкурсной основе, либо наделить такими полномочиями один орган исполнительной власти. При этом все остальные госорганы и общественные организации будут обращаться к нему, чтобы получить право на организацию и проведение лотереи.
Сейчас у нас организаторами выступают Минспорт, Минфин и Спецстрой. Однако желающих получить право проводить лотерею гораздо больше. В частности, претендуют на это Минкульт и Ростуризм. Однако, как сообщил корреспонденту "РГ" один из экспертов, скорее всего, организаторов будет только двое: Минспорт и Минфин. Это связано в первую очередь с тем, что количество лотерей необходимо сокращать, а не множить. Это позволит увеличивать суммы целевых отчислений. Ведь с прибавленим числа лотерей объемы рынка не увеличиваются, а значит каждая новая гослотерея "отнимает" продажи у другой.
Как мы говорили ранее, самая главная проблема - это то, что средства, поступающие от государственных лотерей, не имеют конечного адреса. Они просто теряются в бюджете. Поэтому эксперты рассматривают возможность создания некоего фонда, в котором эти средства будут консолидироваться. Причем фонд их будет только накапливать, а распределять, и направлять на конкретные мероприятия в соответствии с заявками и целями лотерей станет определенный для этой задачи регулятор.
Кстати
Отдельно на экспертном совете был рассмотрен вопрос о возможности проведения лотереи для финансирования мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года. Минфин предлагает в режиме реального времени провести пять тиражных и десять безтиражных всероссийских государственных лотерей на поддержку футбола. По данным ведомства, объем целевых отчислений от этих лотерей составит не меньше 10 миллиардов рублей. За счет чего планируется достичь этих показателей, пока непонятно. Ведь эта сумма равна объему всего сегодняшнего лотерейного рынка. Впрочем, в минспорте считают это предложение сложным для воплощения. Сложность заключается в правовых и организационных требованиях FIFA. Однако эта тема еще не закрыта.