Согласно действующему 94-ФЗ в системе госзакупок заложено неравенство поставщика и заказчика по размеру неустойки за неисполнение условий контракта. Право требовать неустойку в случае просрочки или ненадлежащего исполнения контракта установлено для каждой стороны. Однако для заказчика зафиксирован точный размер ответственности - 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Для поставщика же этот размер составляет не менее 1/300 ставки рефинансирования, т.е. закон не ограничивает устанавливаемый заказчиком размер ответственности. На практике это приводит к тому, что заказчики устанавливают непомерно высокие штрафы, которые могут значительно превышать стоимость самих контрактов и отпугивать потенциальных поставщиков от участия в закупке.
В контрактной системе, которая начнет действовать с 1 января 2014 года, принцип неравной ответственности заказчика и поставщика сохраняется. Согласно 44-ФЗ поставщик может потребовать уплаты неустойки за неисполнение заказчиком обязательств. Однако размер пени по-прежнему фиксированный. Заказчик же обязан требовать у исполнителя уплаты неустойки в случаях ненадлежащего исполнения им обязательств. Разработанные минфином правила устанавливают верхнюю планку таких санкций.
Согласно документу максимальный размер ответственности заказчика составляет 20% от цены контракта. Сам же заказчик получает право установить размер ответственности поставщика в определенных случаях до 100% от цены контракта. При этом общая сумма штрафов не может превышать цены контракта. Таким образом, новые правила ситуацию не изменили. Неравенство заказчика и поставщика сохраняется. Заказчики по-прежнему смогут устанавливать высокие штрафы, которые будут отпугивать потенциальных поставщиков. А госзаказы получат "свои" поставщики, для которых санкции носят декларативный характер.