В прошлом году объем интернет-экономики России достиг 1,3% ВВП. Основными источниками роста в 2012 году выступали рынки контента и сервисов (563 млрд рублей) и электронные платежи (268,7 млрд рублей), а также онлайн-бронирование туристических услуг (153,2 млрд рублей). Согласно прогнозам РАЭК, по итогам года рост во всех этих сегментах замедлится. Объем рынка онлайн-ретейла может вырасти на 22% (до 347,6 млрд рублей), электронных платежей - на 28% (до 344 млрд), а бронирования - на 29% (197,6 млрд рублей).
Прирост по итогам этого года будет отмечен только в двух сегментах: контента, включая видео, музыку, книги, и онлайн-игр, включая цифровую доставку игровых приложений через Интернет, игры в социальных сетях и на мобильных платформах, а также продажу виртуальных товаров и сервисов внутри игровых приложений.
По данным исследования, объем интернет-зависимых рынков, включающих доступ в Интернет, инвестиции в интернет-компании и электронную B2B-коммерцию, составил более 4,3 трлн рублей, это равно 6,9% ВВП России за 2012 год. Таким образом, за год объем интернет-зависимых рынков увеличился в 1,7 раза - по итогам 2011 года показатель составлял 2,52 трлн рублей, или 4,62% ВВП.
Исследование показало, что в развивающейся интернет-экономике границы рынков быстро меняются, и эксперты не всегда готовы очертить эти границы. А с ростом популярности новых гаждетов и моделей дистрибуции задача лишь усложняется. "Так, все большее количество сервисов по формальным признакам можно отнести к облачным, а электронные платежи становятся "кровеносной системой" интернет-экономики, переплетенной со всеми другими сегментами рынка", - отметил директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
По словам замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, в российской интернет-индустрии работают около 5 млн человек, и производительность труда в интернет-зависимых отраслях и Интернете в 3 раза выше, чем в целом по стране. "Для роста индустрии важен показатель количества пользователей, выбирающих легальный контент. Количество пользователей, которые выбирают легальный контент и готовы платить за него сейчас, составляет 8 млн человек. Для бизнеса это важный показатель".
Директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Russia Марина Жунич отметила, что многие крупные интернет-компании выросли из стартапов, среди них Google, ebay и Amazon: "Интернет самая подходящая среда для развития малого бизнеса. Сейчас популярность набирает новый способ поддержки стартапов - краудфандинг - народное финансирование без привлечения средств со стороны государства. В будущем такая форма финансирования позволит создать более полумиллиона новых компаний и рабочих мест".
Несмотря на обилие инвесторов на рынке, интернет-отрасль по-прежнему ощущает недостаток финансирования на ранних стадиях. "Сейчас на рынке существует 120 инвестиционных фондов. Но получить финансирование на раннем этапе удается немногим интернет-проектам. Всего через программы акселерации в России проходило 30-40 компаний, - рассказал директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов. - Кроме того, в России плохо развита система бизнес-ангелов. В США из 70 тыс. финансируемых стартапов 69 тыс. финансируются ангелами. У нас многие бизнес-ангельские сделки непрозрачны, инвесторы работают в тени".
"Сейчас на рынке работает более 50 венчурных инвесторов, при этом большую часть инвестиций составляет посевное финансирование, - отметила гендиректор Fastlane Ventures Марина Трещева. - В 2012 году мы заметили первые "выходы" из инвестиционных проектов, они составили около 5%. В 2013 году пока наблюдается снижение объемов инвестирования в Интернет. Но мы связываем это не со снижением экономики, а с непрозрачностью инвестиционного рынка. Многие бизнес-ангелы и фонды не хотят давать публичную информацию о сделках".
В Интернете предприятия МСБ открывают для себя возможности, которые им раньше были недоступны. "К примеру, в облачных сервисах сконцентрированы максимальные вычислительные ресурсы, которые можно получить на порядок дешевле, чем если бы компании сами приобретали аппаратные комплексы, - отметил директор департамента стратегических технологий Microsoft Дмитрий Халин. - Интернет как пространство для предпринимательства имеет большие перспективы. А для России очень важно развитие МСБ".