- Через Обнинск транзитом с двух карьеров ходят большегрузные автомобили. Они мало того, что портят дороги и создают серьезный шум, так еще и создают пробки на въездах в город, - возмущается обнинский депутат областного парламента Александр Трушков.
- Но ведь закон не запрещает ограничить движение грузовиков по территории города, - возражает депутату министр дорожного хозяйства области Ринат Набиев. - Надо установить знаки и определить возможные пути объезда населенного пункта.
Но проблема в этой сфере гораздо серьезнее обнинской: местные дороги разрушают не только лесовозы и грузовики с карьеров, но и транзитный транспорт. В связи с этим законодательное собрание ограничило движение большегрузного автотранспорта по дорогам регионального, межмуниципального и местного значения. Однако выяснилось, что закона мало. Надо еще и паспортизировать многие дороги, придать им определенный статус. А чтобы подготовить документацию, требуются средства, которых у муниципалитетов нет.
- Местные власти нам отвечают: мол, где мы деньги возьмем? 20 тысяч уйдет на оформление документов на один километр. Значит, надо принимать меры, - убежден председатель Заксобрания Виктор Бабурин.
Иначе проблему не решишь: в ответ на претензии водители просят доказать, что по этой трассе им нельзя ездить. Пока спикер решил создать рабочую группу, которая и займется поиском выхода из ситуации.
Массовый ремонт местных дорог казался поначалу абсолютным благом. За последние пять лет в области было отремонтировано ни много ни мало 700 километров региональных магистралей, сообщили в областном министерстве дорожного хозяйства. На это были затрачены сотни миллионов рублей.
Но на самом деле убытков гораздо больше. Распознав, что местные дороги качественней, чем пересекающие область федеральные, водители транзитных фур тут же начали объезжать некоторые старые участки по только что приведенным в порядок.
Как отмечают на предприятии "Калугадорзаказчик", наиболее востребованными оказались направления, позволяющие в объезд трассы М-3 "Украина" добраться из Московской области в Брянскую, а также, минуя знаменитую "Варшавку", дорогу А-101 "Москва - Рославль", попасть в Смоленскую область.
Суточная нагрузка на дорогах Медынь - Верея и Вязьма - Калуга составляет от ста до двухсот большегрузов, сообщили специалисты. А вот на трассах Ермолино - "Украина", что в Боровском районе неподалеку от границы с Подмосковьем, и Калуга - Медынь и вовсе беда: от 1000 до 1500 машин в сутки. Естественно, все это не идет на пользу магистралям, рассчитанным на осевую нагрузку не более 10 тонн, тогда как почти каждый такой большегруз дает 18.
Ликвидировать разрушения не только на этих дорогах, но и еще на нескольких, ведущих, например, в Брянск через райцентры Мосальск, Барятино и Киров, региону приходится, сильно залезая в бюджетный карман. Речь идет о суммах от 13 до 17 миллионов рублей в зависимости от категории дороги.
Ситуация хорошо прослеживается недалеко от Калуги на повороте с трассы "Украина" на отремонтированную на этом участке региональную Р-132, соединяющую Калужскую область с Рязанской и Смоленской. Здесь на М-3 приличное полотно заканчивается, и транзитники с удовольствием сворачивают направо, чтобы через Мосальск и Киров добраться до Брянской области и обратно. И по узкой двухрядке, часто с нарушениями скоростного режима, в обе стороны несутся целые вереницы фур.
- А что мы можем сделать? - посетовал на встрече с журналистами губернатор Анатолий Артамонов. - Запретить им ехать по тем дорогам, которые им кажутся удобнее, мы пока не можем.
Глава региона подтвердил, что для этого еще нет законодательной базы. Но и тратить бесконечно деньги на ремонт разбитых таким образом дорог тоже нельзя. Единственный инструмент, который на сегодня имеется, - это статья 12.21.1. Кодекса об административных правонарушениях, регулирующая движение большегрузов и крупногабаритного транспорта по дорогам разных категорий. Но чтобы заставить водителей не нарушать эту статью, надо доказать, что они негабаритные или идут с перегрузом. А с этим тоже большие сложности.
- За этот год мы зафиксировали 204 нарушения проезда большегрузов по местным и региональным дорогам, - сообщил инспектор УГИБДД Иван Романов. - И водителей, и владельцев транспорта оштрафовали.
В регионе всего 14 стационарных пунктов весового контроля, да еще у инспекторов два передвижных. Но ни ГИБДД, ни любое другое ведомство, занимающееся контролем движения транспорта, не в состоянии уследить за мощным потоком дальнобойщиков, ежедневно тысячами пересекающих область. Закрыть все направления не представляется возможным, убеждены в миндорхозе.
Есть еще один выход: ускорить запланированную на ближайшие годы реконструкцию дороги М-3. Этот укрупненный инвестпроект, который реализуют в рамках рассчитанной до 2020 года федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России", предполагает реконструкцию от 65 до 173 километра. В связи с нехваткой средств начало работ планировалось только на 2018 год.
Но поскольку ситуация с региональными дорогами с каждым годом становится все хуже, Анатолий Артамонов направил в правительство РФ предложение о сокращении сроков, на что был получен положительный ответ. В госкомпании "Российские автомобильные дороги", в оперативном управлении которой находится дорога "Украина", сообщили, что в 2014-2016 годах выделены дополнительные средства, и реконструкция участка со 124 по 173 километры начнется уже следующей весной. А капитальный ремонт уже совсем разбитого участка от 194 километра до границы с Брянской областью обещают завершить в 2015-м.