15.10.2013 00:03
Культура

Юрий Богомолов: Таблоидные шоу все чаще заступают на территорию серьезных программ

Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №231 (6207)
Неделя была украшена празднованием юбилея Марка Захарова и омрачена бирюлевскими эксцессами. Из прочих событий заметными стали прибавление в семействе Пугачевой и Галкина и сериал на Первом канале "Станица". "Культура", по обыкновению показав относительно давний фильм "Убить Дракона" без всякой задней мысли, попала в точку.
Читать на сайте RG.RU

***

Не так удивительна для телезрителя была вспышка насилия в Бирюлево (ожидание ее висело в воздухе), как то, что она почти сразу оказалась отраженной в эфире федеральных каналов. Последовали новостные спецвыпуски и экспресс-комментарии политологов и журналистов. Но, как водится в последнее время, самые глубокие и убедительные объяснения были предъявлены загодя, в художественных сериалах.

Задолго до милицейской реформы сериал "Глухарь" и его герой капитан Глухарев все предельно ясно рассказали о надвигающемся коллапсе в правохранительных органах. Там было предсказано явление столичным гражданам майора Евсюкова. Там мы увидели во всех подробностях слаженно работающие коррупционные механизмы и ассортимент приемов выбивания чистосердечных признаний. Там же намекнули на возможное в ближайшем будущем срастание криминала с государственными спецслужбами. Потом мы не раз видели художественные примеры их взаимодействия и сотрудничества на телеэкране.

Последний из них, может быть, наиболее яркий - сериал "Станица", стартовавший на этой неделе. Понятно, что он снят по мотивам громких событий в Кущевке, где царила банда Цапка под "крышей" местной милиции.

В беллетристической интерпретации уже не сразу разберешь, кто кого крышует: менты - мафию или мафия - ментов. Очевидно одно: полиция стала карманной для крестной мамы Надежды Волковой.

Кровь должна стынуть у простодушных телезрителей, когда авторы показывают, как там у них в кино все устроено: и бизнес на конкурентной основе, и выборы в представительную власть, и расправы с инакосмыслящими, и жизнь "по понятиям", ставшая вполне себе легальной.

Как все устроено было в Бирюлево на базах и рынках еще только предстоит выяснить следственным органам. Одно понятно: то, что случилось в этом окраинном районе, не могло не случиться.

Понятно и то, что это подстегивало рост уровня ксенофобии, подогревало националистические эмоции, безотчетная ненависть достигла критической отметки. Вот она и выплеснулась на улицу при первом же поводе.

Пока умные головы в кабинетах с высокими панелями конструируют общенациональную идею, на площадях вызревает простая и зажигательная формулировка: "Наших убивают!".

До поры до времени казалось, что все эти сериалы в криминальном формате - дикое преувеличение, для пущего интереса зрителя. Впрочем, я давно уже подозревал, что все это скорее списано с натуры, нежели выдумано. Теперь-то иллюзии на сей счет рассеялись.

Теперь буду ждать увлекательного многосерийного художественного повествования под названием "Бирюлево" по мотивам расследования того, что случилось во второй половине воскресного дня 13-го октября 2013-го года.

***

Примечательный тренд наметился в нашем вещании. В то время как таблоидные шоу все чаще заступают на территорию серьезных политизированных студий, последние перестают чураться постельных проблем. Пример тому - последний выпуск программы Владимира Соловьева "Поединок". За отсутствием более животрепещущих общественно-социальных тем Владимир Соловьев решил разобраться в моральных аспектах суррогатного деторождения. Поводом послужило сенсационное прибавление в семействе Галкина и Пугачевой.

Кто бы мог живо обсудить и, если надо, осудить эту инновацию в половых отношениях, кроме Жириновского?

Есть такой человек. Это питерский законодатель господин Милонов. Это еще один Жириновский, только в несколько другой плоскости. Он - бескомпромиссный борец с нетрадиционным сексом. Ну и понятно - с нетрадиционным деторождением. Его битва с Лолитой Милявской, которая просто порадовалась увеличению народонаселения страны на две человеческие души, несла в себе социально-классовый подтекст: "Ах вы такие-сякие... вы, богатенькие, будете развлекаться, а мы, бедненькие, станем для вас инкубаторами, так вашу суррогатную мать!"

Этот и прочие доводы борцов со всем нетрадиционным, на мой взгляд разбились о спокойную интонацию интервью Аллы Борисовны Пугачевой, которое она дала Первому каналу. Было видно, что она была счастлива. И это для меня снимает все моральные и классовые вопросы.

***

Юбиляр Марк Захаров занял достойное по объему место в воскресном эфире. Кульминационной точкой праздника стала трансляция торжества из "Ленкома". Но мне представляется, что самой содержательной его частью явился показ фильма "Убить Дракона" 1988 года рождения с Олегом Янковским, Александром Абдуловым, Вячеславом Тихоновым.

Тогда, в 88-м году, он мне показался устаревшим. Было ощущение, что худшее в нашей жизни позади, что свобода у нас в кармане, что мы - не рабы. И что все предупреждения, звучавшие в фильме, излишни.

Оказалось, что зря мы к ним не прислушались.

ТВ и сериалы