Он также отметил, что за время действия закона об ОСГОП была зафиксирована 661 резонансная авария. Львиная доля этих аварий - 91,5% - приходится на инциденты с маршрутками и автобусами, 3,8% - на троллейбусы, 0,8% - на водный транспорт, 0,3% - на железнодорожные перевозки, 0,2% - на самолеты, 2,7% - на трамваи и 0,8% - на вертолеты.
По типам происшествий первое место занимают столкновения транспортных средств - 68,7% аварий. За ними следуют резкое торможение (7,4%), опрокидывание (5,1%), столкновение с препятствием (4,2%), травмы при посадке и высадке (4,1%), выпадение из транспорта (3,%) и совершение резких маневров (2,6%).
Всего в этих авариях было 158 погибших и 2353 раненых. Из них в автобусах и маршрутках - 119 и 2113, соответственно, при железнодорожных перевозках - 112 раненых, вертолетных перевозках - 31 погибший и 16 раненых, водный транспорт - 7 погибших и 49 раненых, троллейбусы - 1 погибший и 32 раненых, трамваи - 24 раненых, самолеты - 7 раненых.
Эксперты НССО провели расчеты, согласно которым, если бы все зафиксированные по ОСГОП убытки завершались полноценными выплатами, то сумма к возмещению по зарегистрированным случаям с момента начала действия закона составила бы 1 млрд рублей.
По числу выплат лидирует вред здоровью (84,1%), далее идут вред жизни (6,6%) и имуществу (9,3%). По объему выплат в лидерах вред жизни (51,5%), затем здоровью (47,8%) и имуществу (0,7%).
По охвату страхованием лидируют водный и железнодорожный транспорт (по 100%). Троллейбусные перевозки охвачены на 84,3%, трамвайные - на 78,6%, перевозки автобусами и маршрутками - 66,9%. Менее всего охвачен страхованием воздушный транспорт - 2%. Здесь речь идет прежде всего о вертолетах, так как международные перевозки страхуются по международному законодательству.
По оценке НССО, рынок страхования ответственности перевозчиков практически сформировался - годовой уровень сборов, скорее всего, несущественно превысит размер поступлений на конец сентября. Вместе с тем А. Юрьев подчеркнул, что на самом деле статистические данные, которыми приходится оперировать, нуждаются в уточнении и могут не отражать реальной картины. Но можно сказать, что только половина перевозчиков застраховалась.
Первый заместитель председателя правления компании "СОГАЗ" Николай Галушин считает, что сейчас уже можно говорить о том, что, несмотря на обязанность заключать договор ОСГОП и даже введение санкции за нарушение требования закона, не более 40% всех перевозчиков страхуют свою ответственность. Их пассажиры не имеют гарантий по выплате страхового возмещения в случае причинения им физического или имущественного ущерба. Причем эта проблема присуща главным образом автомобильному транспорту. На метрополитен закон не распространяется.
"Мы считаем, что закон должен распространяться на всех перевозчиков, - говорит Андрей Юрьев. - Только в этом случае можно выстроить эффективную защиту интересов пассажиров, а ведь именно для этой цели и принимался закон".