15.10.2013 00:26
Общество

Исполнилось 70 лет единственному успешному восстанию в немецком концлагере

Исполнилось 70 лет истории возмездия за Холокост, показанной Тарантино
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №231 (6207)
Единственное за историю Второй мировой войны успешное восстание в концентрационном лагере произошло 70 лет назад. Это случилось на "фабрике смерти" Собибор в Польше. Заключенные топорами убивали эсэсовцев, опровергая въевшиеся в современное сознание кадры фильмов про геноцид евреев: истощенные люди с желтыми шестиконечными звездами на одежде послушным строем бредут в газовые камеры. О том, как было на самом деле, наш разговор с историком и автором книги "Полтора часа возмездия" Львом Симкиным.
Читать на сайте RG.RU

В своем фильме "Бесславные ублюдки" Квентин Тарантино тоже рассказывает о возмездии, правда, в свойственной ему изощренной манере. Американские солдаты-евреи во главе с Бредом Питом мстят за Холокост: забивают эсэсовцев бейсбольной битой, а тем, кто остался в живых, вырезают на лбу свастику... Его фантазии оказались провидческими, если так можно выразиться, в прошлое?

Лев Симкин: Если бы мы хорошо знали историю, то и придумывать бы ничего не нужно было. Восставшие в Собиборе расправились со своими мучителями: убивали одного за другим, всего уничтожили 11 человек. Недавно я встречался в Киеве с одним из тех, кто это сделал. Ему уже за 90, но он очень хорошо помнит, как бил топором одного из садистов по фамилии Грейсус. Это была не месть, а возмездие. Почему в фильме Тарантино убивают даже Гитлера? Этого не было, но это надо было сделать, нужно было показать, что палачи получают по заслугам от своих жертв.

Все, кто интересуется историей, хорошо знают о восстании в Варшавском гетто, а вот Собибор почему-то остался где-то на периферии нашей исторической памяти. И только совсем недавно на встрече с президентом Совета по правам человека вспомнили о судьбе Александра Печерского, который возглавил этот бунт заключенных. Почему?

Лев Симкин: Александр Печерский был советским военнопленным, лейтенантом Красной армии. Он заслуживает увековечивания своей памяти уже потому, что восстание в Собиборе было единственным, которое прошло успешно. Писали о нем и Василий Гроссман, и Вениамин Каверин с Павлом Антокольским, были еще публикации. А потом надолго как будто забыли. Партия предпочитала замалчивать геноцид евреев на оккупированной территории.

Так вот, в Польше было три особо секретных лагеря, "фабрики смерти", где уничтожали евреев: Белжец, Треблинка и Собибор. Там душили в газовых камерах евреев, свезенных со всех концов Европы. В частности, в Собиборе общая цифра убитых - 170 тысяч человек, по одним подсчетам, и 250 тысяч - по другим. Это считалось так называемым "окончательным решением еврейского вопроса". "Фабрики смерти" были устроены по личному указанию Гимлера. Называлась эта операция "Рейнхард", и благодаря ей уничтожили около двух миллионов человек. Для этого понадобилось не так уж и много народу: в каждом лагере порядка 30 эсэсовцев (впрочем, это были отборные вояки, едва ли не каждого из них лично знал Генрих Гимлер, они участвовали в программе так называемой эвтаназии, когда уничтожали немцев, имеющих какие-то физические недостатки) и 120-130 охранников, в основном из числа бывших советских граждан.

Малочисленностью обслуги и воспользовался Печерский. Он придумал гениальный план: эсэсовцев приглашали по одному в портняжные и обувные мастерские, якобы для того, чтобы предложить им какие-то вещи хорошего качества, которые оставили после себя загнанные в газовые камеры люди: кому-то посулили кожаное пальто, кому-то сапоги. Немцы потянулись в импровизированную комиссионку вереницей. Там их и убивали специально изготовленными в этих же мастерских топорами. После расправы над своими мучителями заключенные бросились бежать. Вырвалось из лагеря приблизительно человек 300, часть погибла, подорвавшись на минах, но около 100 человек все же спаслись. А 53 - дожили до конца войны.

Печерский получил Героя?

Лев Симкин: Он получил шрафбат. Но дожил до 1990 года. Попал в партизаны, был подрывником, после соединения с Красной армией и фильтрации оказался в штурмовом батальоне. Это разновидность штрафбата для офицеров. Был ранен, после этого демобилизован, комиссован и ничем не награжден за свой подвиг.

А вот за границей о его подвиге было хорошо известно. В Голливуде режиссер Джек Голд снял блокбастер "Побег из Собибора" по книге Ричарда Рашке. Печерского в нем сыграл Рутгер Хауэр и получил за свою роль "Золотой глобус".

Недавно президент России Владимир Путин поручил министру обороны Шойгу увековечить память героя.

Лев Симкин: Надеюсь, что в ближайшее время справедливость восторжествует. Ведь, согласитесь, это уникальная история, о которой люди должны знать. Представьте себе этих обессиленных людей, которые убивали отборных, сытых эсэсовцев, а среди них советский офицер в самом лучшем смысле слова. Их привезли в Собибор - лагерь уничтожения в вагонах для скота, чтобы через два часа отправить в газовую камеру. Но нужна была рабсила, чтобы строить еще один лагерь. Те, кто был более-менее здоров, получил шанс спастись. В рабочую команду Печерского отобрали вместе с другими советскими военнопленными, прибывшими из Минска. Вместе они организовали восстание.

Вы упомянули об охранниках лагеря. Какова их дальнейшая судьба?

Лев Симкин: Да, рядовые солдаты геноцида - особая история. Это были военнопленные, специально отобранные эсэсовцами. Мы много знаем о трагедии евреев во время Второй мировой войны, но мало - о трагедии почти четырех миллионов советских солдат, попавших в плен. В лагерях их поставили в совершенно нечеловеческие условия. Многие умерли. Немцы не соблюдали никаких конвенций о содержании военнопленных, хотя Германия, в отличие от Советского Союза, их подписывала.

Тех, кого отобрали, чтобы служить фашистскому режиму и Германии, было более пяти тысяч человек. Их обучали в специальном тренировочном лагере на территории Польши. Страшная учеба. Сначала промывка мозгов пропагандистами, тренировки на "практических занятиях" во время рейдов против партизан и облав на евреев, участие в расстрелах. И только после этого они направлялись в лагеря смерти, в другие концлагеря.

Я изучал их судебные дела. Трудно представить, до какого состояния может дойти человек и где та грань, отделяющая обычного деревенского парня, солдата Красной армии, от садиста, который загоняет людей в газовые камеры?

Практически все охранники Собибора были известны СМЕРШу, их вылавливали и судили в Советском Союзе. К слову, в нашей стране осудили очень многих из тех, кого мы сегодня называем коллаборационистами. Совершенно несравнимо с тем, сколько судили на Западе. Суды шли вплоть до 80-х годов прошлого века. Возмездие, о котором говорил Тарантино, их настигло.

История