17.10.2013 00:30
В мире

Глава администрации Бишкека: На развитие городу необходимо 10 млн сомов

Столице не хватает средств на развитие
Текст:  Любовь Борисенко (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Киргизия: №234 (6210)
О том, как и чем живет столица Киргизии сегодня и чего ее жителям ждать в будущем, рассказывает гость "РГ", глава администрации города Бишкека Иса Омуркулов.
Читать на сайте RG.RU

Иса Шейшенкулович, парламент рассматривает законопроект "О статусе городов Бишкек и Ош". Чем этот документ будет полезен столице?

Иса Омуркулов: К сожалению, если закон примут в том виде, в котором его обсуждают сегодня, столица, скорее всего, больше потеряет, чем приобретет. Поясню: в предлагаемом варианте документа нет четкого обозначения финансовой составляющей, все основные службы, обеспечивающие жизнедеятельность города, не подчинены муниципалитету. Я не смогу уволить за нарушения, к примеру, главного архитектора или санврача, поскольку они относятся к отраслевым министерствам и ведомствам. Мы, конечно, рассчитывали на иное. Первоначальный вариант законопроекта, представленный в парламент, давал городу надежду на некоторую самостоятельность. Однако в процессе обсуждений депутаты закон основательно "вычистили".

К сожалению, не удалось убедить правительство пересмотреть и финансирование городского бюджета. Столица получает лишь 19 процентов от собранных в ней налогов. Остальное уходит в республиканский бюджет. Приходится буквально ходить по высшим инстанциям с протянутой рукой. Городу ежегодно необходимо 9 - 10 миллиардов сомов, а выделяется лишь пятая часть. Отчасти потребности перекрывались кредитами, но нельзя жить в долг бесконечно. Приходится урезать средства, которые необходимы для содержания существующих коммунальных и транспортных служб, развития городской инфраструктуры.

Одной из главных проблем Бишкека часто называют пробки на центральных улицах и разбитое дорожное покрытие . Как решить эти проблемы?

Иса Омуркулов: Мы думаем о строительстве новых транспортных развязок. Разработали проекты по реконструкции нескольких улиц. Попутно занимаемся ремонтом дорог. Только в текущем году отремонтировали несколько автомагистралей. В целом же за три года, которые я возглавляю мэрию, реконструировано более 120 километров городских дорог.

Разгрузить транспортную сеть помогло бы развитие общественного транспорта, принципиально нового для Бишкека. Который год, к примеру, говорим о необходимости строительства метро. Ведь Бишкек уже относится к городам-миллионникам. По последним данным, в столице проживают 1,25 миллиона человек. Однако это очень затратно. Тем не менее, работы в этом направлении ведутся, хотя и не столь быстрыми темпами, как хотелось бы.

Какой проект развития города из тех, которыми вам довелось заниматься, вы считаете наиболее успешным?

Иса Омуркулов: Этим проектом мы занимаемся до сих пор. Он касается водоснабжения столицы. Дело в том, что развитием этой инфраструктуры долгое время в Бишкеке никто не занимался, несмотря на то, что город рос и потребность в питьевой воде увеличивалась. К 2010 году возникла тревожная ситуация. Уровень воды на водозаборе упал до минимума, что грозило серьезными последствиями. Мы изыскали средства, пробурили более 20 скважин, возвели необходимые коммуникации. По завершении строительства в 2014 году в южной части столицы, где перебои питьевой воды наиболее ощутимы, проблема будет снята.

Читатели "РГ" интересуются судьбой ряда объектов, находящихся в частной собственности и в то же время уродующих лицо города. Например, в самом центре столицы разрушается здание ресторана "Нарын", а владелец бездействует. Схожая ситуация наблюдается вокруг долгостроя на пересечении центральных улиц у Главпочтамта. Почему мэрия не предпринимает решительных действий?

Иса Омуркулов: Сейчас в Киргизстане нет такого закона, на основании которого мы могли бы что-то предпринять в отношении таких объектов. В конституции четко оговорено, что частная собственность неприкосновенна. Судебного решения по этому поводу до сих пор нет, поэтому мэрия бессильна.

В определенных кругах вновь говорят о вашей возможной отставке.

Иса Омуркулов: Останусь я или нет на своем посту, для меня этот вопрос непринципиален. Впереди зима, и надо думать о подготовке к отопительному сезону, а не о том, как удержаться в кресле. Мы заняты закупкой топлива и материалов для посыпки дорог, организуем мероприятия по сбережению тепла и экономии электро-энергии, ремонтируем необходимую технику. Иными словами, о том, что говорят за моей спиной, думать некогда.

Ключевой вопрос

Вы говорили о кредитах. А почему бы мэрии не привлекать инвестиции?

Иса Омуркулов: Такая работа постоянно ведется. Сейчас мы реализуем три проекта. Два из них нацелены на реконструкцию и развитие системы водоснабжения, третий - транспортной инфраструктуры. Кроме того, вступил в завершающую стадию проект по строительству сортировочной линии по переработке мусора. В этот проект инвестировано 22 миллиона сомов, причем половина этой суммы предоставлена в виде гранта. Параллельно мы рассматриваем возможность закупки транспортных средств большой вместимости, совместно с российскими партнерами занимаемся реконструкцией котельных, строительством хлебозавода и больницы, работаем над проектом по приобретению коммунальной техники.

Кыргызстан