Не так давно несколько энтузиастов вернули жизнь в стены православного собора Рождества Святого Иоанна Предтечи, построенного здесь в середине XV века. Во время Великой Отечественной войны здание превратилось в руины. В районе алтаря бывшей церкви в 1985 году был установлен монумент памяти героев, защищавших крепость Орешек и город Ленинград. При этом памятник из темного металла с включением фрагментов подлинного оружия Второй мировой, архитекторы вписали в развалины церкви таким образом, что он частично стал опорой для разрушающихся стен.
Храм Иоанна Предтечи был вновь освящен уже в XXI веке, но о его архитектурном возрождении речи не идет.
- Не произносите слов "восстановление" и "воссоздание", - заявляет настоятель храма игумен Евстафий, - нам не надо здесь золоченых софринских икон и евроновостей на стенах, это святотатство. Нужен только престол, да хоры, да святые сосуды.
По мнению настоятеля, дело музея - музеефицировать, дело верующих - молиться в святом месте, "где люди умирали и становились героями". Однако пребывание под открытым небом в любую погоду, в дождь и снег, да еще на пронизывающем ладожском ветру отвлекает от благочестивых мыслей. А поскольку комплекс крепости находится под охраной ЮНЕСКО и любое вмешательство в его облик запрещено, выходом мог бы стать стеклянный саркофаг, накрывающий руины. Он защитит остатки церкви от непогоды и одновременно создаст более комфортные условия для верующих.
По замыслу группы архитекторов, по своей форме этот саркофаг мог бы повторять очертания храма. Таким образом, посетители получат представление о том, как церковь некогда выглядела, и в то же время прозрачный материал обеспечит некоторую деликатность.
Авторы подчеркивают, что саркофаг - это пока не проект, а некое "художественное видение", но стоимость своих фантазий уже примерно прикинули. Реализация проекта обойдется примерно в 100 миллионов рублей, и средства энтузиасты готовы искать сами.
Однако эксперты полагают, что к идее стеклянного купола нельзя относиться иначе, как к очередному "прожекту" и советуют энтузиастам обратить внимание на повседневные нужды комплекса.
- Любое строительство и проектирование такого рода конструкций следует начинать с историко-культурной экспертизы места строительства, этого сделано не было, - говорит директор музея-крепости Олег Полухин. - Кроме того, здесь невозможно создать что-то новое, не разрушив объект: проект испортит общий облик крепости. На берегу есть много храмов, которые находятся в запущенном состоянии, стоит обратить внимание на них.
Еще в начале сентября Полухин оценил полный комплекс восстановительных работ в крепости Орешек примерно в 8 миллиардов рублей. Таких денег ни у города, ни у самого музея просто нет.
- Сейчас на реставрацию в год тратится от 2 до 5 миллионов рублей, и в последние годы финансирование сокращается, - констатирует директор музея-крепости.
При этом у Орешка серьезные проблемы с водоснабжением, канализацией, электричеством, а также доставкой туристов. Кораблик, который курсировал здесь еще в 1990-е годы, уже давно отправлен в утиль, пристань постепенно приходит в негодность… Без решения насущных проблем крепости развернуть сооружение стеклянного купола невозможно даже технически.
Кстати
В Петербурге уже предпринимались попытки создать сооружения со стеклянной крышей сложной формы. Например, изначально таков был замысел второй сцены Мариинского театра по проекту французского архитектора Доминика Перро. Однако затем от него было решено отказаться как от слишком сложного и в техническом воплощении, и в повседневном уходе - очистке от снега и грязи.