18.10.2013 00:21
Общество

Социологи исследовали проблемы межэтнических разногласий

Как действовать в условиях "разницы менталитетов"
Текст:  Екатерина Добрынина Наталья Седых
Российская газета - Федеральный выпуск: №235 (6211)
Могут ли представители разных наций и конфессий найти общий язык и спокойно жить и работать на одной территории? Во "взрывоопасных" регионах Юга России ответ на этот вопрос особенно важен. Именно поэтому социологи и психологи регионов, сопредельных с Кавказом, особенно подробно исследуют проблемы межэтнических разногласий, истоков национальной розни, противодействия радикальной пропаганде и терроризму.
Читать на сайте RG.RU

В ходе одного из таких исследований кандидат философских наук, доцент факультета психологии Южного Федерального университета (г. Ростов-на-Дону) Наталья Седых провела ряд так называемых углубленных интервью с представителями бизнеса, студенческой молодежи, духовенства и силовых структур. Фрагменты этих бесед мы публикуем с согласия респондентов, но некоторые - без указания их фамилий, так как сказанное предназначалось "для науки", а не для прессы.

Сергей Н., владелец сети пиццерий: Я активно развиваю сетевой бизнес на Юге России. Но на Северном Кавказе делать это пока не готов. Я живу в многонациональном Ростове, имею опыт общения и совместной работы с представителями народов Кавказа. Очень сильно чувствуется разница менталитетов. Могут возникнуть сложности в управлении, построить четкую иерархию на месте будет очень сложно. У людей на Кавказе горячий темперамент, все замечания они будут, мне кажется, воспринимать в штыки именно из-за своей горячности. Если я все-таки рискну начать подобный бизнес-проект, я бы взял на предприятие молодых талантливых людей, которые бы стали для фирмы "оплотом". Вопрос, где их найти и как. Я считаю, что здесь помочь могут религиозные организации разных конфессий. Сам я христианин и понимаю, что верующий человек, помимо той благодати, которую он ощущает, принимает на себя и определенные обязательства - "не укради", "помогай ближнему своему" и т.д. Думаю, что религиозные организации много могут сделать для оздоровления "проблемных" регионов.

Олеся Шипитько, менеджер в торговой фирме, участник культурно-образовательных программ развития Северного Кавказа: Самый главный плюс, который надо учитывать при развитии бизнеса на Северном Кавказе, - здесь очень развито "чувство локтя". Они всегда друг друга поддерживают - чеченец чеченца, ингуш ингуша, родственника или человека той же веры и т.д. Их с детства так воспитывают - "ты должен помогать своим". Когда народ не многочисленный, это понятно. Поэтому у нас есть сотрудники многих национальностей, и если надо, например, продвигать какой-то продукт в Дагестане, мы выбираем человека, который для клиентов будет "своим". Он знает, как войти, как сначала пожелать здоровья всей семье собеседника и лишь потом неспешно переходить к делу... Это тонкости, но без них здесь нельзя.

Проекты, рассчитанные на Кавказ, требуют "социальной дипломатии". Надо учитывать, что кавказская традиция - беспрекословное подчинение старшим. Обращение к уважаемым "старейшинам" помогло, например, при улаживании ряда конфликтов в Ростовской области, когда дело дошло даже до перестрелок. Русские местные власти ничего поделать не могли, но вмешались представители диаспоры и навели порядок. Глава района потом выражал им свою благодарность. Этот же принцип можно перенести и в бизнес и в другие сферы. Когда в дело вступают старейшины, все просто: сказал - сделал.

Когда со своими проектами приходишь на Кавказ, надо иметь в виду, что здесь очень ценятся интеллектуальные, научные достижения человека. Очень приветствуется, если женщина выбирает профессию учителя - семья обычно ее поддерживает. Хотя крайне редко девушек отпускают на учебу в другие, особенно крупные, города. Но семья считает престижным, чтобы она знала языки, занималась музыкой. А мужчина стремится получить несколько образований и кандидатскую степень. Множество молодых людей параллельно с работой обучаются в аспирантуре. Популярен также и профессиональный спорт - число "кавказских" медалей на чемпионатах говорит само за себя. И если твои проекты опираются на чувство "национальной гордости", они продвигаются успешно.

Иногда надо чувствовать тонкости, незаметные со стороны. Так, чеченскому мужчине петь, по общему убеждению, "не положено" - максимум станцевать национальный танец. Женщина до замужества может быть певицей, а потом - как муж решит. Показателен пример популярной чеченской певицы Макки Сагаиповой. Выйдя замуж, она кардинально сменила и облик, и репертуар - теперь она поет не просто о любви, а о семье, об отце и матери, о детях... Вступая в диалог на Кавказе, важно не вызвать отторжения на уровне "базовых ценностей".

А., боец спецназа, в операциях на СК участвовал с 2001 г.: Человек, который идет в спецподразделения, проходит специальный отбор и подготовку. Естественно, он должен уметь обращаться с любыми видами оружия, до автоматизма отработать тактику действий в сложной ситуации - например, при штурме дома или при боевых действиях в городе... Но не менее важны и специальные занятия по изучению менталитета народа, с которым предстоит общаться. Надо уметь обращаться к старшим, которые там решают все, вести переговоры с позиции не просто силы, а интеллекта. Если старший тебе доверяет, он "построит" и всех остальных. У чеченцев, кстати, есть свой этический кодекс "Къонахалла" - кодекс "сына своего народа", основа которого - уважение к любой другой религии или человеку.

Ситуации бывают всякие, ты никогда не знаешь, что случится в следующую минуту и не выхватит ли собеседник оружие. С бандитами установка простая - "до полного уничтожения", тут без вариантов. А вот с местными жителями всегда надо дипломатом и не доводить до конфликта. От знания психологии и умения вести диалог часто зависит твоя жизнь, да и не только твоя.

Самое главное, мне кажется, - не обозлиться. Чтобы не было ненависти к народу, потому что терроризм, бандитизм национальности не имеет. Он вообще, я уверен, сейчас подпитывается извне, из арабского мира или США. Надо общаться с хорошими людьми, чтобы составить впечатление о традициях, обычаях. Всех под одну гребенку грести точно не стоит. Надо видеть именно человека, а не "всех этих, которые..." И на уважении все строить.

Соцсфера Социология