Тестовый день начинается с поисков нового "Пулково". Это момент неоднозначный: то, что идти надо по направлению к стройке и высящимся кранам - понятно. Дальше действия, по советам прохожих, следующие - найдите дырку в синем заборе. Этот небольшой разъем в ограждении и представляет собой вход, за ним - строительная площадка. Здесь уже собралась масса волонтеров - именно они будут первыми испытателями всех систем нового аэропорта - от досмотра до посадки. Работоспособность техники и подготовленность персонала выявят именно исходя из проблем, возникнувших у пассажиров на пути к цели. Поэтому все должно быть сопоставимо с реальностью. О неправдоподобности происходящего напоминают лишь атрибуты - жилетки с опознавательными знаками, каски, без которых на территорию не попасть и собственно стройка. Пыль, обрывки проводов, балки пока еще повсюду, но это напоминает просто беспорядок, от которого не так уж сложно избавиться. В целом же, за исключением этих штрихов, визуально аэропорт уже приобрел узнаваемые очертания.
- Сейчас мы заканчиваем последние рабочие моменты, но практически все функции, которые должен будет выполнять терминал, уже в действии. Мы подготовили все дороги и развязки, обеспечивающие доставку пассажиров прямо до трапа. Можно сказать, что "Пулково" готов на 99 процентов, - рассказывает Саваш Озтюрк, менеджер по вводу объекта в эксплуатацию.
Тем временем, толпу в касках ждет инструктаж - особый упор руководители делают на безопасность, цитируя немецкую пословицу: "У вас два глаза, смотрите одним наверх, а другим - под ноги". Волонтеры этим и занимаются - за недолгое время подготовительного брифинга оглядываются вокруг. Впечатления разнятся, но особые эмоции вызывает дизайн.
- Посмотри на потолки! Здорово сделано, и светло так, - с одной стороны.
- Что за мода пошла на этот минимализм. Понастроят однотипного, что аж скучно, - парируют с другого конца стола, за которым собрались "тестовые".
Кстати, обиходное название терминала - "Пулково-3", отмечают менеджеры проекта, совершенно некорректное, правильно - Централизованный пассажирский терминал. Суть в том, что после старта нового проекта, "Пулково 1" будет закрыт на реконструкцию, а затем оба терминала будут соединены в один коридором.
- О, я лечу в Калиниград!
- А я в Одессу. У тебя какой класс?
- Вроде бизнес-класс, вот тут написано.
Предполагаемые пассажиры получают билеты. Причем запомнить нужно не только свой рейс, но и свое имя на время теста - фамилии и инициалы взяты из баз данных, но не соответствуют каждому конкретному волонтеру. После распределения билетов - за багажом на третий этаж. Ступени и перила в пыли. Запах кофе - среди груды техники обедают строители. Этажом выше - неровными рядами составлены чемоданы и сумки. Каждый волонтер должен взять багаж и пройти на пункт досмотра, но никто не догадывается, что в некоторых чемоданах помимо макулатуры есть своя тайна - запрещенные грузы. Визуально это стальные предметы, которые добавят "пассажирам" проблем на досмотре, а персоналу позволят отточить свои навыки в подобных ситуациях. На досмотре "пищат" все.
- Пройдите еще раз. И еще раз.
- А! Это, наверное, ремень у меня!
Молодой человек снимает ремень, кладет на стойку. Писк не повторяется. Следующий - выкладывает из кармана ключи. Тишина. Рядом табло с указанием направлений к различным объектам - комната матери и ребенка, ветеринарный контроль, медпункт, банк, православная часовня. Медленной очередью "пассажиры" пробираются к следующему этапу испытания - стойкам регистрации.
- Обычно в тестовых испытаниях участвует порядка 400 человек, это примерно равное количество волонтеров и персонала. Но в конце октября у нас будет особое мероприятие - имитация пожара, а затем, террористического акта. Здесь будет задействовано около 1700 человек, - отмечает менеджер проекта операционной готовности по переезду в новый терминал Александр Лариш.
Все происходит в реальном времени, поэтому день разделен на два этапа, а каждый из волонтеров получил по два билета. Первый этап длится примерно до часу дня, затем обед, а после - еще один этап, который закончится около четырех часов вечера.
В процессе испытаний никаких видимых проблем не возникает - все происходит довольно спокойно. Волонтеры часто шутят. Видимо, сказывается, что полет предстоит не совсем настоящий. Но нюансы возникают как бы то ни было, ведь у каждого пассажира своя роль и своя проблема - опоздание, запрещенный груз, негабаритный багаж, животные. Возникающие ситуации - как стандартные, так и не очень - необходимо решать оперативно, иначе это грозит срывом условного вылета.
К слову, операционные испытания происходят с начала октября, а всего для имитирования стандартной деятельности аэропорта будет привлечено более пяти тысяч добровольцев. Также участие принимают и сотрудники вовлеченных организаций: таможенная и миграционная службы, полиция, пограничный контроль. Тестировать терминал будут до середины ноября, а масштабное приведение системы "Пулково" в действие состоится уже 4 декабря. По заверениям менеджеров проекта, пропускная способность нового аэропорта будет достигать 14 миллионов пассажиров в год.