Михаил Александрович, сотрудники вашего отдела участвовали в раскрытии 148 "висяков", среди которых были тяжкие преступления против личности конца 1990-х - начала 2000 годов. Вероятно, больше всего их в поездах. Как вообще можно раскрывать такие сложные дела?
Михаил Шергин: Можно, раскрываем в рабочем порядке. В вагонах действительно много преступлений. Не знаю, на что люди рассчитывают: вероятно, думают, что окажутся безнаказанными, раз попутчики разъезжаются по разным сторонам.
В преступлениях прошлых лет главное - внимательно изучить материалы дела, правильно организовать расследование, найти свидетелей в любом уголке страны. Некоторые дела раскрыть можно было бы сразу, если бы следователи отнеслись к ним внимательнее, они не так сложны.
Например?
Михаил Шергин: Например, в 2007 году у железной дороги был найден мужчина с серьезными травмами, от которых вскоре скончался. Установить, кто был причастен к смерти, так и не удалось. Дело раскрыли только в 2011 году.
Оказалось, что пострадавший вез в Москву деньги для лечения своей дочери. Он почти опоздал на поезд, прыгнул в вагон в последние минуты. Прыгнул, да не в тот. Его запустил проводник из соседнего вагона. К слову, жена у него тоже была проводником этого же поезда.
Мужчина, опоздавший на поезд, познакомился с проводником. И у того, и у другого было что выпить. Сначала они выпили тот алкоголь, что вез с собой пассажир, затем тот, что был у проводника. На очередной станции проводник предложил попутчику продолжить. Попутчик согласился, однако сам уже засыпал, и пойти с товарищем не смог. Тогда проводник взял банковскую карточку пассажира и отправился за выпивкой сам. В банкомате он так и не смог снять деньги, а когда вернулся, его знакомый решил, что мужчина украл деньги, предназначенные для лечения дочери. Завязалась ссора, в ходе которой проводник убил пассажира, а после избавился от тела, выбросив его из поезда.
Подозреваемый все отрицал?
Михаил Шергин: Да, сначала он все отрицал. Однако мы нашли его под Тольятти. Его уже бывшая жена подтвердила, что в ту ночь мужчина был пьян. Когда мы пришли к нему и предоставили улики, он сознался.
После раскрытия "висяков" криминалистов поощряют?
Михаил Шергин: Это наша работа, поэтому особых похвал нет. Но если дело действительно очень важное, то руководство следственного управления отмечает заслуги криминалиста.
Вы работаете с водным транспортом, с таможней, но с железной дорогой и самолетами сложнее всего?
Михаил Шергин: Да. С самолетами все ясно, преступлений там не было, только крушения, например, в Перми в 2008 году. А по железной дороге - это и сход вагонов с рельсов, и криминал. В случае схода вагонов нам трудно, потому что аварии возможны на перекрестках переездов и федеральных автотрасс: надо быстро прибыть на место и также быстро собрать все необходимые доказательства, провести замеры.
К примеру, этой зимой столкнулись фура и локомотив с вагонами, груженными углем. Машинисты погибли на месте. Следствие показало, что в аварии был виноват дальнобойщик. На расстоянии 800 метров он мог заметить поезд и остановиться, но решил проскочить и застрял на путях. Кроме того, на боковом стекле у него была шторка от солнечного света, которая загораживала вид. Трасса федеральная, необходимо было очень быстро выполнить свою работу, чтобы восстановилось движение.
Такая же ситуация была в Перми: несмотря на то, что на трассу упал "Боинг", ее удалось открыть уже через 12 часов.
В отделе всего четыре человека, включая вас, а территория работы немаленькая - больше федерального округа. Людей хватает? Может, стоило бы нанять новых сотрудников? Как распределены обязанности сейчас между работниками?
Михаил Шергин: Пока хватает, хотя и работаем без перерывов и выходных. Вообще-то работать в отделе криминалистики сможет не каждый. Мы берем людей со стажем работы следователем от 7 лет, психологически они должны быть устойчивы. Работаем даже в праздники. Я знаю, например, что мои коллеги на праздниках не пьют. Употреблять нельзя, в любой момент возможен выезд - а ты "не петь, не рисовать"!
На выезды отправляется весь отдел. Я руковожу работой. В отделе работает старший следователь-криминалист и эксперт. Оборудованием умеем пользоваться все, один из нас выполняет работу полиграфолога. В свободное от работы время продолжаем обучение. Каждый имеет права на управление атипичной техникой: снегоходами, квадроциклами, моторными лодками, катерами, гидроциклами во всех районах плавания - во внутренних водах, на морских путях.
А самолеты-вертолеты?
Михаил Шергин: Ой, нет: они падают! Не хочется. В отделе у нас есть и квадроциклы, и снегоходы. Выезжаем на место - берем с собой. Например, к "самолету-призраку" Ан-2 нужно было 4 километра идти по лесу. С техникой на квадроциклах половину пути смогли комфортно преодолеть.
Кстати о технике. Читала справку: у вас есть кримтехника от источников экспертного света для нахождения отпечатков пальцев и фотоаппарат с установкой 3D-панорамной съемки до эхолота.… Все с собой берете на выезды?
Михаил Шергин: Конечно только то, что необходимо. Но набор в каждом случае выходит приличный. Отпечатки пальцев снимаем на месте преступления, в том числе - в поездах.
Расскажите, как, к примеру, применяли технику.
Михаил Шергин: Был загадочный случай, когда из окна туалета плацкарта по рейсу "Бишкек-Москва" выпала 4-летняя девочка. Что случилось-то? Ведь невозможно представить, что маленький ребенок забирается на такую высоту и самостоятельно выпрыгивает из окна летящего по рельсам вагона.
Мы допрашивали пассажиров, мать ребенка, снимали отпечатки пальцев девочки со стекла. Сделали манекен 4-летнего ребенка, потому что стандартных манекенов такой высоты нет. Далее проводили расчеты, способна ли она дотянуться до окна: привлекали экспертов по эксплуатации железнодорожного транспорта, которые рассказывали, как двигается поезд, привлекали судебно-медицинских экспертов, которые анализировали, какие повреждения могла получить девочка, выпав из окна кабины туалета. Даже с двумя детскими психологами работали, которые объяснили особенности поведения ребенка.
И что в итоге? Неужели ребенок смог сам открыть окно и выпасть из него?
Михаил Шергин: После серии экспертиз выяснилось, что девочка действительно сама сделала это. Буквально несколько шагов по бортикам, и вот она не удержала равновесие и выпала из окна. Психолог объяснил это очень хорошо: раньше мама разрешала девочке смотреть из окна, но в очередной раз отказалась. Правда, она заранее не предупредила ребенка, что делать это самой опасно. У малышки не было чувства страха, и поэтому она полезла наверх.
По результатам расследования было установлено, что проводником вагона были грубо нарушены требования транспортной безопасности, и он понес уголовное наказание.
Справка "РГ"
Специалисты отдела криминалистики Уральского следственного управления на транспорте СК РФ участвуют в расследовании преступлений, совершенных на железнодорожном, воздушной или водном транспорте, а также в таможенных органах. Работают на территории Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Тюменской областей, Пермского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, кроме того, в пределах Свердловской и Южно-Уральской железных дорог на территории Омской, Саратовской, Самарской областей, Республик Удмуртия и Башкортостан, всего на территории 8 и в пределах территории 5 субъектов Российской Федерации.