…Виктор Служкин (Константин Хабенский), биолог по образованию, после сокращения с завода, от безденежья идет работать в обычную пермскую школу учителем географии. Он конфликтует, а потом дружит с учениками, пикируется с завучем, ведет десятиклассников на сплав. Ютится в однокомнатной квартире с неверной женой (Елена Лядова) и маленькой дочкой. Пьет с друзьями вино и не только, - и в больших количествах. Пытается наладить общий язык с супругой и сам ходит налево…
Менее всего фильм можно считать "одой" современному учительству. Герой Хабенского - случайный в школе человек и никакой не пример для подражания. Он ведет неразборчивую жизнь, может прийти в школу неготовым к уроку и потому тупо диктовать первое, что пришло в голову по теме экономической географии. На сплав повел учеников на маршрут повышенной сложности, который и взрослым-то туристам не посоветуют. Не стесняется приходить в школу с похмелья, неопрятно выглядеть, на спор играет в карты прямо на уроке, а под конец, совсем слетев с тормозов, пьет вместе с несовершеннолетними на сплаве и у учеников же просит огоньку. Более всего некоторых зрителей заранее интересовало, как будет отражена тема влечения старшеклассницы (Анфиса Черных) к своему педагогу. Но тут все как раз таки целомудренно, как и в книге, и больше того. Героя Хабенского нельзя в полной мере назвать примером "настоящего мужчины" ("Тряпка", - как обзывает его жена). Если и вешаются на него женщины - вследствие дефицита других представителей мужского пола, - так сам-то он давно даме предпочитает бутылку...
Хотя главный герой добр. Неглуп - впрочем, непонятно, читал ли он в жизни еще что, кроме Пушкина. Вопиюще непрактичен - ну, это не грех. Не сказать, будто он вообще не способен на поступки, - просто начинает действовать, только когда совсем прижат обстоятельствами. Он просто безволен. Он даже ни о чем не мечтает. Его все устраивает - жизнь без денег и однокомнатный быт. Он просто плывет по течению жизни - как, непрочно пришвартовав катамаран, оказался унесен от своих учеников течение Чусовой…
Под конец большой вопрос, какой урок преподал он своим ученикам. Символична одна из последних сцен фильма. Уже уволенный Служкин и его ученики встречаются уже по разные стороны школьного забора. И им нечего друг другу сказать. Ну да, был у них в жизни совместно прожитый период, но и только… Оставили ли они у него какой след в душе? Финальная сцена, где герой, вспомнив молодость ранних девяностых, курит на балконе самокрутку из чая, не дает ответа.
Авторы, понятно, любят своего героя всяким.
- Он не ропщет, не жалуется, вину за свои прегрешения не пытается возложить на других, - рассуждает режиссер Александр Велединский. - Служкин - персонаж архитипический. Его можно представить в XIX веке, можно в двадцатом…
Действие фильма перенесено из ранних девяностых в наши дни. Отдельные реплики сами по себе остроумны, но как-то тонут в общей атмосфере, перенасыщенной сценами попоек, и затянутой вследствие их смакования. Хотя Хабенский сыграл "Негероя нашего времени" прекрасно. Если авторы фильма хотели вынести приговор поколению, в целом это удалось.
Есть в фильме и завораживающие красоты западноуральских рек и лесов. Многие улыбнутся, увидев каждому пермяку знакомую надпись "Счастье не за горами", - арт-объект у Речного вокзала. И наверно, уже завтра в Перми начнется паломничество к затону судоремонтного завода, унылая панорама которого открывается семье Служкиных с балкона их многоэтажки.
Автора повести Алексея Иванова на просмотре не было. Всероссийской премьере фильма в родном городе он предпочел подготовку презентации нового иллюстрированного альбома о горнозаводской цивилизации в Екатеринбурге.
По словам Александра Велединского, писатель смотрел ленту на показе для съемочной группы.
- И, выйдя из зала, сделал так, - режиссер показал знак "Во!" сразу на обеих руках. - Мне кажется, не все читатели примут фильм так, как автор.
Константин Хабенский снимается на Мальте и также прилетит лишь на московскую премьеру ленты, назначенную на воскресенье.
В широкий прокат лента выходит 7 ноября.