Наиболее благоприятный деловой климат в оптовой торговле в III квартале 2013 года сохраняется лишь в организациях, реализующих стратегические для населения товары, где портфель заказов в дополнительной степени поддерживается сезонным аспектом. Например, начало осенне-зимнего периода, как правило, сопряжено с обострением хронических и вирусных заболеваний, что подразумевает возрастающую потребность в товарах медицинского назначения. В то же время, традиционное снижение в конце года покупательской активности среди населения на авторынке способствует благоприятным тенденциям делового климата в организациях, реализующих автомобильные детали.
Уменьшение прибыли по сравнению со II кварталом констатировали около 40% организаций оптовой торговли. Резко поднялись отпускные цены. Балансовое значение цены реализации по сравнению со II кварталом увеличилось до 54%. Это решение во многом спровоцировано возросшими закупочными ценами у основных поставщиков товаров, вызванное летним индексированием тарифов на услуги естественных монополий. Временная передышка, которой пользовались предприниматели в течение года, обернулась со стороны производств новой инфляционной волной, с очевидными последствиями для оптовиков.
Балансовое значение закупочных цен возросло до 60%.
Эта тенденция, обусловленная в первую очередь желанием предпринимателей реанимировать финансовую сторону, для анализируемого периода выглядит крайне резкой, ведь еще кварталом ранее в большинстве фирм был выбран не менее радикальный и в то же время противоположный метод борьбы за выживание на рынке, заключающийся в демпинговании цен. Такая резкая смена инфляционной модели в оптовых фирмах отражает одну из сторон настоящей суровой реальности функционирования в сложившейся экономической действительности, полагают аналитики НИУ ВШЭ. По мнению директора Центра конъюнктурных исследований Георгия Остапковича, данный сегмент российской экономики, наряду с розничным, оставаясь долгое время в статусе одних из основных источников поддерживающих ее рост, все-таки утрачивает свой статус. "К сожалению, оптовая торговля оказалась у черты, где ее миссия, как благополучного и надежного катализатора наращивания положительных экономических тенденций, завершается. Данный факт находит подтверждение во многих новообразованных моделях поведения предпринимателей и рассматривается как неизбежная реакция на сигналы со стороны рынка и поведение потребителей. Кидаясь из крайности в крайность в поисках бесконечных и сомнительных компенсирующих процедур, оптовики дают понять, что резервы для безболезненного преодоления макроэкономических воздействий иссякли, оставив для борьбы лишь краткосрочную маневренность, лишенную стратегии и уверенности в завтрашнем дне", - отметил он.