21.10.2013 00:07
Общество

Более половины работодателей не инвестируют в обучение сотрудников

Текст:  Евгения Носкова
Российская газета - Экономика: Образование и карьера №236 (6212)
Почти 40% россиян за последний год прошли курсы повышения квалификации или профессиональные тренинги, свидетельствуют результаты исследования портала Superjob.ru. Из них 20% обучались за счет предприятия, 16% - за свой счет, еще 3% разделили расходы с работодателем.
Читать на сайте RG.RU

Респонденты признались, что возможность обучения за счет компании воспринимается как одна из наиболее привлекательных составляющих компенсационного пакета.

- Оплачивать обучение работников сегодня готовы 48% компаний, - говорит руководитель Исследовательского центра портала Superjob.ru Наталья Голованова. - Однако их представители часто уточняют, что не все группы сотрудников, по их мнению, могут претендовать на оплачиваемое повышение квалификации. В каждой компании существуют разные "фильтры", к примеру, стаж (после полугода работы в компании), должность (обучение оплачивается только ключевым сотрудникам), серьезные изменения в профессиональной области (изменения законодательства, принципиально новые технологии и т.д.).

19% менеджеров по персоналу утверждают, что их компании готовы оплатить часть расходов на обучение, а оставшуюся сумму работники должны оплачивать сами. При этом чаще всего компании инвестируют средства в подготовку специалистов, которые в ближайшем будущем будут приносить реальные деньги - в медицинских и региональных представителей. Отказываются инвестировать в обучение сотрудников 26% российских работодателей. Первое место среди тех, кто проходил обучение за свой счет, занимают аудиторы (43%). Что легко объяснимо - как раз эта категория сотрудников сталкивается с постоянными изменениями законодательства, кроме того, они должны постоянно подтверждать актуальность своих знаний и сертификатов.

- Вопрос оплаты курсов или семинаров зависит от корпоративной политики компании, - рассказала Елена Григораш, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel. - Существует три классических варианта. Во-первых, наиболее перспективных сотрудников компания обучает за свой счет. Во-вторых, в качестве дополнительной мотивации для карьерного роста сотрудникам предлагается оплата курсов повышения квалификации в соотношении 50х50. Наконец, обычно компании малого или среднего бизнеса возлагают ответственность за рост профессиональных знаний на самого работника. Эффективность подобных курсов оценивается по KPI, по качеству работы сотрудника, которому вверен новый функционал, по повышению производительности труда после обучения .

Не посещали курсы или тренинги за последний год 61% россиян. Большинство из них сожалеет о том, что работодатели не предоставляют возможностей для обучения, но есть и те, кто скептически относится к курсам и тренингам. Сами респонденты отмечали, что их "научить эти специалисты ничему не могут", что тренинги не нужны, так как у человека два высших образования, и даже говорили, что большинство тренингов - "чушь полнейшая". Такие респонденты убеждены, что хороший тренинг можно выбрать только по рекомендации знакомых, которые не всегда есть в профильной сфере. Впрочем, некоторые работники все же очень сожалеют, что не проходили курсы повышения квалификации. "Считаю, что повышать свой профессиональный уровень нужно регулярно, в том числе и на занятиях. К тому же постоянно испытываешь сильную потребность пообщаться с умными и опытными специалистами в твоей области", - сказала переводчик из Санкт-Петербурга.

Эксперты советуют при выборе провайдера обучающих услуг обращать внимание на содержание программы обучения, а также на профессиональный уровень преподавателей. Важно, чтобы преподаватель был, что называется, "в теме", мог рассказать не столько о теории, сколько дать практические решения, которые каждый специалист может адаптировать под свои профессиональные задачи. Еще один важный фактор выбора - это репутация учебного центра или школы.

- Я всегда рекомендую посмотреть или прочитать отзывы об обучающих программах, обратиться за рекомендацией к компаниям, которые уже обучили своих сотрудников у этого провайдера, - отметила Надежда Ведерникова, директор по маркетингу ЦНТИ "Прогресс". - Участники семинаров часто говорят о возможности обмена опытом с коллегами, для них важно, чтобы в группе собрались специалисты определенного уровня. Стоит обратить внимание и на посттренинговое сопровождение, сервис и техническое оснащение учебного центра.

Интересно, что четко определить, какие изменения произошли в их трудовой деятельности по окончании обучения, смогли менее половины россиян, посещавших за последний год курсы, тренинги или семинары. Каждый десятый респондент (10%) повысил разряд, 9% "выросли" в должности, столько же получили прибавку к зарплате. При этом молодежь отмечала положительные сдвиги в своей трудовой деятельности чаще представителей старшего поколения.

Образование