23.10.2013 00:41
Экономика

Рост цен на бензин в 2014 году составит 8 процентов

Инфляция доберется до газомоторного топлива
Текст:  Тарас Фомченков
Российская газета - Федеральный выпуск: №238 (6214)
В следующем году рост цен на бензин и солярку в среднем составит 7-8 процентов. Примерно на столько же может подорожать газ для автомобилей - минимум на 2 рубля за литр. Это связано с инициативой Минэнерго привязать цены на него к стоимости дизтоплива. Однако не все эксперты и чиновники согласны с такими оценками.
Читать на сайте RG.RU

Полемика на эту тему произошла во время пресс-конференции "Российский рынок топлива: бензин, дизель, газ".

Запасы нефти могут иссякнуть уже через пятьдесят лет

По мнению замминистра энергетики Кирилла Молодцова рост цены возможен. "Однако, с другой стороны, и выгода от перехода дизельных двигателей на газ тоже может быть весьма полезна из-за более низкого расхода этого вида топлива", - уточнил он. Чиновник отметил, что инициатива предложена, и в настоящее время проходит стадии согласования. "В правительство министерство уже направило эти предложения, мы ожидаем, что до конца года будет постановление, которое официально закрепит привязку цен", - рассказал он "РГ".

В то же время, по мнению замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, главное, что цена будет увеличиваться. Вступив в диалог с представителем Минэнерго, он отметил, что "цена - это показатель рынка, индикатор баланса спроса и предложения". А привязка стоимости газомоторного топлива в цене дизеля может привести к дополнительному росту цен на розничном рынке. Тем не менее определенные факторы, которые могут придержать цены, все-таки существуют, добавил Кирилл Молодцов.

"С точки зрения предложения газа на рынке я считаю, что конкуренция на газомоторном топливе может быть достаточно существенная. Это способно стимулировать рынок и не допустить большого роста стоимости газомоторного топлива", - уточнил он корреспонденту "РГ".

В то же время 2013 год на российском топливном рынке проходит без резких скачков, наблюдался рост оптовых и розничных цен, он, увы, объективен и связан с инфляцией, с увеличением акцизов, поделился с собравшимися журналистами президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. "За 10 месяцев этого года в сравнении с 2012 годом оптовые цены выросли всего на 2 процента, розница - на 6-7 процентов, это полностью укладывается в ожидания. В июле-августе оптовые цены, правда, подскочили почти на треть, однако не стоит забывать о том, что в начале года они снижались, и в целом произошла взаимная компенсация", - привел он данные статистики. Одновременно, признал он, розница продолжает находиться на грани рентабельности, маржинальная доходность составляет 10-11 процентов, что даже ниже необходимого для нормальной работы. "Поэтому мы в ближайшее время ожидаем некоторого снижения оптовых цен и, возможно, стабилизации розничных", - предположил он.

Что касается 2014 года, то цены, по мнению эксперта, "конечно, будут расти. У нас нет объективных экономических факторов, которые могут привести к их снижению. Думаю, что рост будет в пределах 7-8 процентов в среднем по рынку", сделал он свой прогноз.

Сегодня цены на топливо меняются на розничном рынке в темпах, близких к темпам инфляции, согласился с ним замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

"Сейчас имеются достаточные запасы бензина и дизеля, в значительной степени смягчить ситуацию на рынке позволила и биржевая торговля топливом", - уточнил он. Чиновник отметил, что ФАС проводит постоянный мониторинг ситуации с ценами, отслеживая все возможные форс-мажорные ситуации. "В целом ситуация находится на контроле, несмотря, например, на то, что мы не можем влиять на вопросы налогообложения, акцизы, которые в последние 3-4 года и являлись основным фактором роста цен на топливо", - резюмировал он. А вот такая причина возможного роста цен как профилактическая остановка НПЗ для текущего ремонта и модернизации, в свою очередь, находится на контроле у Минэнерго. "Мы отмечаем фактическое исполнение всех соглашений, все 13 проектов в этом году находятся в графике. Фиксируется активный рост производства бензинов и дизтоплива класса Евро-4 и Евро-5. Если конкретно, то мы ожидаем небольшого прибавления объемов производства бензина (1,5 процента), дизтоплива (1-2,5 процента) по результатам этого года", - резюмировал замглавы ведомства Кирилл Молодцов.

Между тем

По данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в РФ с 7 по 13 октября выросли на 0,1 процента по сравнению с неделей ранее.

При этом рост цен в Москве в среднем составил 0,1-0,2 процента. В регионах ситуация несколько иная. Так, серьезное удорожание цен за тот же период зафиксировано в Пскове - на 1,7 процента. Но в это же время в 56 центрах субъектов Российской Федерации цены на автомобильный бензин не изменились. А в 5 столицах российских регионов зафиксировано даже снижение средней стоимости топлива на 0,1-0,2 процента - так порадовали автолюбителей в Воронеже, Чебоксарах, Кызыле, Астрахани и Махачкале. При этом средняя цена литра бензина в России по состоянию на 14 октября повысилась до уровня 30,67 рубля.

Транспорт Минэнерго