С 1 января 2014 года минимальная квота закупок у малого бизнеса возрастает до 15%. Таким образом, малым предпринимателям "в теории" будет открыт рынок сбыта объемом не менее 900 миллиардов рублей. Если ситуация с исполнением данной нормы не изменится в лучшую сторону, малый бизнес продолжит недополучать около 650 миллиардов рублей в год.
Доступ малого и среднего бизнеса к Гособоронзаказу - это проблема, к которой практически никто даже не притрагивался. Во всем мире оборонный заказ - это мощнейший стимул для развития малых компаний, особенно занимающихся наукоемкими технологиями и инновациями. Это просто огромный рынок сбыта! У меня нет сомнений, что при правильном подходе малый бизнес может быть полноценным участником системы Гособоронзаказа. В настоящее время значительная часть Гособоронзаказа не требует каких-либо ограничений в части квалификации участников, зачастую даже не требуется наличия допуска к государственной тайне. Поставки продуктов питания, ремонт мебели вполне может выполнить малый бизнес.
На сегодняшний день в нашей стране сложилась совершенно иная ситуация. Например, законодательством предусмотрена предквалификация участников торгов. Для большинства малых компаний это является серьезным барьером для того, чтобы стать участником торгов по Гособоронзаказу.
Крупные компании или оборонно-промышленные предприятия могли бы закупать некоторые уже готовые изделия, детали и т. д. у малых. Это называется механизмом субконтрактации. В итоге компания-заказчик экономит на производстве компонентов своей продукции, снижается ее себестоимость и повышается энергоэффективность предприятия.
Мы считаем, что необходимо включать в госконтракты, заключаемые крупным бизнесом по Гособоронзаказу, механизм размещения части заказа у малого бизнеса. Считаю, что квота может достигать 20% полученного госконтракта!
Участие малого бизнеса в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах сейчас составляет всего 2%! Значительная доля НИОКР приходится именно на разработки по военной тематике. В странах Евросоюза доля технологий, которые разрабатывают малые компании, составляет более 20% от всего промышленного производства.
При реализации вышеобозначенных мер мы можем смело использовать зарубежный опыт. Там эти механизмы уже отлажены. Квота для малого бизнеса по Гособоронзаказу в США составляет 22%, через субконтракты - 36%. Всего сумма, выделенная на Гособоронзаказ для малого бизнеса (это только на прямой, без субконтрактов), составила 56 миллиардов долларов! Больше, чем весь наш отечественный Гособоронзаказ.
В США популярны программы по развитию предпринимательства у разных категорий людей - женщины, ветераны, инвалиды и т. д. Эти категории тоже получают свою довольно весомую квоту в структуре Гос-оборонзаказа США. Например, по прямым контрактам: женский малый бизнес - 3,38% (9,3 млрд долларов), малый бизнес инвалидов - 7,3% (20,1 млрд долларов), малый бизнес ветеранов войны и вооруженных сил - 2,3% (6,4 млрд долларов).
А почему бы нам не сделать квоту на участие в Гособоронзаказе для предпринимателей-инвалидов? Хотя бы 1-2% от всего заказа. У нас есть уникальные предприниматели-инвалиды, но их очень мало и им практически никто не помогает!
Приведу пример из Евросоюза. Там механизм субконтрактации, о котором я говорил выше, также очень развит. Совокупное число предприятий, выступающих субподрядчиками крупных компаний, ежегодно превышает 250 тысяч, а количество вовлеченных работников оценивается соответственно в 3,8 миллиона человек.
Доля малого бизнеса, участвующего в субконтрактации, составляет 17% (3,7 миллиона предпринимателей) от общего количества предпринимателей в Евросоюзе. Если нам есть чему учиться у других стран, то это надо делать.
На сегодняшний день нам нужно очень четко и качественно сформулировать свои предложения, проработать вопрос с экспертами, а главное - с самими предпринимателями, и все же добиться того, чтобы наш малый и средний бизнес был допущен к участию в Гособоронзаказе на приемлемых и прозрачных условиях.