Служба исследований HeadHunter провела опрос и выяснила: фавориты есть в 61% компаний. Большинство уверено, что иметь особые отношения с начальством таким людям помогает либо дружба с боссом (61%), либо лесть и подхалимство (30%). Начальство спускает на тормозах промахи этих сотрудников только потому, что они являются ценными и нужными для компании кадрами, считают 14% опрошенных, а еще 13% находят причину в их яркой харизме.
Любимчикам прощают нарушение установленных правил (например, им можно задерживаться на обеденном перерыве, опаздывать на работу и уходить пораньше, не ходить на совещания и многое другое), в то время как к остальным требования строгие. Фаворитам прощается даже невыполнение поставленных задач и - о, ужас! - даже грубость в адрес начальства.
Конечно, несправедливость вызывает раздражение сослуживцев, которые обделены вниманием руководства, а порой становится и причиной серьезных конфликтов в коллективе.
- Особое отношение начальства к ключевому сотруднику - это обыденность для российского бизнеса, - считает специалист по подбору персонала кадрового агентства "ЮНИТИ" Юрий Кондратьев. - В этом есть как плюсы, так и минусы. Плюсы очевидны - это способ удержать ключевых специалистов. Минусы также лежат на поверхности - неравенство сотрудников, приблизительно равных по статусу. Могут быть конфликты на этой почве. На мой взгляд, без фаворитизма иногда обойтись сложно.
- Считается, что самой правильной линией поведения руководителя является равное отношение ко всем сотрудникам, - полагает руководитель практики "Банки и Финансовые услуги" агентства Antal Russia Татьяна Бартюк. - Только так у действительно талантливых и трудолюбивых людей появляется шанс выделиться результатами своей работы. В случае если руководитель уже выбрал любимчика - а такой выбор часто основан на субъективном мнении его самого - все успехи других коллег искусственно принижаются на фоне "звезды". К сожалению, в российских компаниях такая ситуация крайне распространена, и бороться с ней на уровне рядового сотрудника сложно. Положительный пример по-дает большинство американских компаний, где как специалисты, так и менеджмент действуют соответственно своим профессиональным задачам, и каждый должен внести свой вклад в общий результат. При таком подходе места для личных предпочтений просто не остается.
Должна ли HR-служба компании отслеживать такие ситуации и принимать меры к восстановлению нормальной рабочей атмосферы, в которой фаворитизму не место?
- Безусловно, HR-отдел должен вмешиваться в подобные ситуации и различные "нюансы" не просто вовремя устранять, но и предупреждать их, - считает консультант по подбору персонала компании ANCOR Professional Лейла Меликова. - Если подобная ситуация уже возникла, значит, работа кадровиков недостаточно эффективна. Но действовать нужно весьма дипломатично. Корпоративная политика компании, предусматривающая и возможные проблемы в коллективе, должна быть ясна и прозрачна для всех сотрудников, чтобы избежать возможных репутационных рисков на рынке. Тем не менее здоровая конкуренция должна присутствовать в коллективе, но при равных условиях: она отлично мотивирует сотрудников, не дает им беспричинно расслабляться, помогает сплотиться сильной команде.