22.10.2013 00:45
Экономика

Любимчики у начальства есть в 61 проценте компаний

Текст:  Татьяна Батенёва
Российская Бизнес-газета - : №41 (919)
В любом коллективе есть сотрудники, которых выделяет руководство. Им поручают самые интересные проекты, прощают ошибки, повышают оклады. Нельзя сказать, что остальным работникам это сильно нравится.
Читать на сайте RG.RU

Служба исследований HeadHunter провела опрос и выяснила: фавориты есть в 61% компаний. Большинство уверено, что иметь особые отношения с начальством таким людям помогает либо дружба с боссом (61%), либо лесть и подхалимство (30%). Начальство спускает на тормозах промахи этих сотрудников только потому, что они являются ценными и нужными для компании кадрами, считают 14% опрошенных, а еще 13% находят причину в их яркой харизме.

Любимчикам прощают нарушение установленных правил (например, им можно задерживаться на обеденном перерыве, опаздывать на работу и уходить пораньше, не ходить на совещания и многое другое), в то время как к остальным требования строгие. Фаворитам прощается даже невыполнение поставленных задач и - о, ужас! - даже грубость в адрес начальства.

Конечно, несправедливость вызывает раздражение сослуживцев, которые обделены вниманием руководства, а порой становится и причиной серьезных конфликтов в коллективе.

- Особое отношение начальства к ключевому сотруднику - это обыденность для российского бизнеса, - считает специалист по подбору персонала кадрового агентства "ЮНИТИ" Юрий Кондратьев. - В этом есть как плюсы, так и минусы. Плюсы очевидны - это способ удержать ключевых специалистов. Минусы также лежат на поверхности - неравенство сотрудников, приблизительно равных по статусу. Могут быть конфликты на этой почве. На мой взгляд, без фаворитизма иногда обойтись сложно.

- Считается, что самой правильной линией поведения руководителя является равное отношение ко всем сотрудникам, - полагает руководитель практики "Банки и Финансовые услуги" агентства Antal Russia Татьяна Бартюк. - Только так у действительно талантливых и трудолюбивых людей появляется шанс выделиться результатами своей работы. В случае если руководитель уже выбрал любимчика - а такой выбор часто основан на субъективном мнении его самого - все успехи других коллег искусственно принижаются на фоне "звезды". К сожалению, в российских компаниях такая ситуация крайне распространена, и бороться с ней на уровне рядового сотрудника сложно. Положительный пример по-дает большинство американских компаний, где как специалисты, так и менеджмент действуют соответственно своим профессиональным задачам, и каждый должен внести свой вклад в общий результат. При таком подходе места для личных предпочтений просто не остается.

Должна ли HR-служба компании отслеживать такие ситуации и принимать меры к восстановлению нормальной рабочей атмосферы, в которой фаворитизму не место?

- Безусловно, HR-отдел должен вмешиваться в подобные ситуации и различные "нюансы" не просто вовремя устранять, но и предупреждать их, - считает консультант по подбору персонала компании ANCOR Professional Лейла Меликова. - Если подобная ситуация уже возникла, значит, работа кадровиков недостаточно эффективна. Но действовать нужно весьма дипломатично. Корпоративная политика компании, предусматривающая и возможные проблемы в коллективе, должна быть ясна и прозрачна для всех сотрудников, чтобы избежать возможных репутационных рисков на рынке. Тем не менее здоровая конкуренция должна присутствовать в коллективе, но при равных условиях: она отлично мотивирует сотрудников, не дает им беспричинно расслабляться, помогает сплотиться сильной команде.

Работа