В настоящее время (подпункт 7 пункта 2 статьи 149 НК) услуги по перевозке пассажиров морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом по маршрутам пригородного сообщения освобождаются от НДС. Эта норма действует в случаях, когда перевозки осуществляются по единым тарифам с предоставлением установленных льгот на проезд.
ОАО "РЖД" предоставляет услуги различным предприятиям и включает НДС в стоимость таких услуг. К примеру, услугами "РЖД" активно пользуются пригородные пассажирские компании: арендуют подвижной состав с экипажем, инфраструктуру. Но возместить НДС они не могут в связи с освобождением их деятельности от уплаты НДС.
Законопроектом предлагается внести изменения в главу 21 НК в части установления для перевозчиков в пригородном сообщении ставки НДС 0%. Таким образом, пригородные пассажирские компании получат право на возмещение НДС. Предложенные изменения выгодны для пригородных перевозчиков. В финансово-экономическом обосновании авторы документа приводят пример конкретных компаний, которые могут сэкономить на новой норме сотни миллионов рублей.
Наталья Шакирова, старший юрист Vinder Law Office, говорит: "На первый взгляд, может показаться, что не существует разницы между освобождением от обложения НДС и 0% НДС. Но разница колоссальна. Так, если операция по перевозке пассажиров находится в перечне пункта 2 статьи 149 НК, то суммы НДС могут быть приняты в состав расходов по налогу на прибыль. Компания сэкономит всего 20% от ранее уплаченных поставщикам сумм НДС. Если же операция по перевозке пассажиров будет перенесена в пункт 1 статьи 164 НК, то пригородная компания сможет весь предъявленный ей поставщиками НДС вернуть. В этом случае компания заплатит чуть больше налога на прибыль - дополнительная сумма налога с доходов составит 20% от сумм НДС, взятых к вычету. Очевидно, что предлагаемые Заксобранием Нижегородской области изменения в главу 21 НК очень выгодны местным пригородным компаниям".
Однако, по мнению экспертов, у законопроекта не слишком большие шансы на то, что он будет принят. "Вероятно, по всем существующим пригородным железнодорожным компаниям суммы возмещенного НДС превысят миллиард рублей. В связи с чем представляется закономерным отрицательное заключение Правительства РФ на данный законопроект", - считает Наталья Шакирова. "Принятие такого документа создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов налогоплательщиками, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров в пригородном сообщении другими видами транспорта", - считает Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению АКГ "Градиент Альфа". К тому же эффект для экономики от такой меры неоднозначен. "Установление льготных ставок НДС не может обязать перевозчиков снизить цены на предоставляемые услуги. Сэкономленные деньги будут направлены перевозчиками на покрытие собственных убытков", - говорит Елизавета Сейтбекова, управляющая аудиторской фирмы "БИЗНЕС-СТУДИО".