"Для операторов мобильной связи модель виртуальных операторов имеет преимущества и недостатки. С одной стороны, MVNO помогают операторам расширить географию своего присутствия, добраться до нишевых групп абонентов, полнее задействовать недостаточно загруженные ресурсы сети и сократить затраты на приобретение и удержание абонентов; с другой - операторы опасаются роста конкуренции и уменьшения степени контроля над MVNO", - объяснили аналитики J son & Partners Consulting.
Самым развитым рынком MVNO является рынок Западной Европы. Его характеризует высокая доля MVNO-абонентов (около 15%), огромное разнообразие охватываемых рыночных сегментов и целевых пользовательских групп и бизнес-моделей. В России же, даже с учетом аффилированных с хост-операторами MVNO и суббрендов сотовых операторов абонентская база MVNO
не превышает 1% от количества активных SIM-карт мобильной связи. "Это примерно соответствует уровню развивающихся стран Латинской Америки и Восточной Европы и свидетельствует о том, что рынок MVNO в России по-прежнему находится в самой ранней стадии развития, - отметили аналитики. - Наиболее "жизнеспособными" MVNO являются запущенные телекоммуникационными компаниями, а также проекты, ориентированные на национальные диаспоры. Кроме того, перспективна ниша обслуживания госслужащих, проекты в сегментах B2B и M2M, работа на LTE-сетях, а также проекты, курируемые государством".
По мнению замдиректора департамента прикладных решений интегратора "Техносерв" Павла Кочнова, развитию рынка MVNO в России мешают три фактора: "Первый - это политика операторов "Большой тройки", которые не готовы делиться своей инфраструктурой (и рынком) с потенциальными конкурентами - операторами MVNO. Второй - отсутствие на рынке комплексных и приемлемых по цене предложений от интеграторов и производителей по созданию OSS/BSS систем, необходимых для организации деятельности MVNO-операторов. Этот комплекс должен включать такие системы, как биллинг, CRM, контент-платформы. Он позволит оператору начать работать без крупных инвестиций, а главное сократит время на интеграцию систем от различных производителей и выхода на рынок. И третий - пока никто из потенциальных игроков рынка MVNO в России не смог широко взглянуть на потенциальный рынок MVNO и предложить такой таргетированный продукт, который был бы коммерчески успешен".