22.10.2013 00:30
Экономика

Электронный полис получит законный статус

Электронный полис получит законный статус
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №41 (919)
Завтра Госдума рассмотрит в первом чтении поправки в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации", направленные на расширение способов реализации страховых услуг посредством электронных продаж полисов.
Читать на сайте RG.RU

Проект поправок устанавливает общие правила организации заключения страховщиками договоров страхования в форме электронного документа. В частности, страховщикам предлагается организовать на своем сайте в Интернете информационную систему, с помощью которой можно создавать и отправлять страхователям электронные документы, предусмотренные правилами страхования, а также уведомления о наступлении страхового случая, заявления об осуществлении страховой выплаты и иные документы.

Устанавливаются требования к видам электронных подписей, используемых страховщиками и страхователями, для обеспечения признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.

При заключении договора страхования в форме электронного документа, заверенного усиленной электронной подписью, предусматривается уплата страхователем взноса в соответствии с условиями заключаемого договора.

Чтобы избежать рисков подписания договора страхования лицом, не имеющим на то полномочий, должна быть предусмотрена возможность достоверно установить, имеет ли лицо, подписавшее документ, на это право.

В поправке определены виды страхования, по которым договоры с физическими лицами не могут быть заключены в форме электронного документа. Это относится к тем видам, где необходимо проведение осмотра страхуемого имущества или обследования страхуемого лица. Кроме того, распространение электронных продаж страховых услуг на ОСАГО, по мнению авторов законопроекта, представляется преждевременным из-за невозможности электронного контроля последствий ДТП.

Страховое сообщество неоднозначно отнеслось к законопроекту. Замглавы экспертного совета думского комитета по финансовому рынку Константин Пылов считает, что заключение договора в электронном виде - это всего лишь способ, и непонятно, почему этот способ должен регулироваться именно законом о страховом деле. Кроме этого, он считает, что поправки устарели, потому что теперь есть норма Центробанка, устанавливающая стандарты по отдельным видам страхования.

Такого же мнения придерживается глава страховой компании МАКС Надежда Мартьянова, которая назвала документ устаревшим. Страховые компании, работающие с интернет-ресурсами, по ее словам, уже давно на своих сайтах имеют возможность для заключения договоров в тех пределах, где они не видят трудностей или не испытывают беспокойства.

Ряд сомнений по поводу законопроекта высказал и глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы Александр Коваль. По его словам, документ не распространяется на ОСАГО, поскольку работники полиции не имеют специальных устройств для проверки электронных полисов. "Это не аргумент", - считает Коваль, отмечая, что полис ОСАГО - самый распространенный и известный полис и логичнее было бы распространить действие поправок и на него, может быть - на первоначальном этапе в виде эксперимента.

Между тем Российский союз автостраховщиков (РСА) может лишить законодателей главного аргумента запрета оформления полисов ОСАГО в электронном виде. Его руководство заявило, что до 15 декабря проведет отбор операторов спутниковых мониторинговых систем.

Российскому рынку онлайн-страхования формально исполняется 6 лет. Большинство отечественных страховых компаний уже обзавелись представительством в Интернете, на многих из этих сайтов фигурирует раздел интернет-магазина. Однако полный спектр услуг, включающий в себя дистанционную оплату кредитной картой, предлагают сегодня лишь отдельные страховщики.

В странах, где электронная коммерция развита в значительно большей степени, чем в России, под онлайн-продажей подразумевают электронный платеж. У нас под онлайн-продажами подразумеваются продажи с использованием Интернета.

Для большинства российских страховых компаний электронное представительство является визитной карточкой и используется в первую очередь как информационный справочник для клиентов. Однако явный успех лидеров электронного страхования, чьи темпы роста значительно опережают средние по данному сегменту Рунета, служит хорошим примером положительного влияния факторов широкого спектра услуг и дистанционной оплаты на динамику увеличения продаж.

Страхование