Напомню, движение транспорта в первой очереди тоннеля - от улицы Алабяна до Большой Академической - пустили 5 сентября. Вообще-то, как признавался заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, власти планировали к 1 сентября сдать тоннель полностью. Хотелось избавить москвичей, вернувшихся из летних отпусков, от традиционных в это время пробок на Ленинградском шоссе. Но на последнем участке строители встретили трудные породы - вода с грунтом. Выработанное пространство приходилось сразу укреплять, цементировать. Рисковать здесь нельзя - 15 метрами выше над Алабяно-Балтийским тоннелем проходят три ветки метро, а над ними - еще два тоннеля - Ленинградский и Волоколамский. Поэтому стройку форсировать не стали. Вот и ушло на проходку оставшихся 25 метров породы боле полутора месяцев.
"Воду мы победили, - рассказал "РГ" начальник проходческого участка Алексей Чугунов. - Хотя била она с двух сторон. Ведь в этом месте под землей проходит речка Таракановка. После реконструкции Ленинградского и Волоколамского тоннелей она стала искать новое природное русло". Струи воды строители "придавливали" мешками с грунтом и паклей, затем бетонировали и шли дальше. И так шаг за шагом. Проходческий щит не пустишь - требования безопасности метрополитена допускают осадку породы максимум на 2 сантиметра, а при тяжелой технике могут быть все 10. Только легкая техника и вручную. "Говорят, свет в конце тоннеля, это про нас сейчас, - останавливается в центре будущей трехполосной подземной трассы Петр Аксенов. - А еще вчера здесь была стена. За ночь и произошла сбойка".
"А впереди - снова откачка, - подключается к разговору начальник строительства Юрий Алимов. - Для этого на 30-метровой глубине построим временную водооткачивающую установку высотой с десятиэтажный дом. Когда с коварной Таракановкой управимся, дом превратится в сооружение для техобслуживания тоннеля.
Алимов работает с первых дней реконструкции всей сложнейшей транспортной развязки у станции метро "Сокол". В 2006 году участвовал в обновлении Ленинградского тоннеля, в 2009-м - Волоколамского. А вот с Алабяно-Балтийским вышла загвоздка. Сам по себе очень сложный из-за многослойного пирога инженерных и транспортных конструкций, в который его вписали проектировщики, да еще и крайне дорогой, цена его - 70 миллиардов рублей. Самое дорогостоящее для столичного бюджета инженерное сооружение за последние семь лет, в течение которых он строится. К счастью, и этой стройке приходит конец.
Новый тоннель, обещают городские власти, обеспечит прямое сообщение Дмитровского шоссе с Карамышевской набережной, Ленинградским и Волоколамским шоссе, а также разгрузит прилегающие внутриквартальные улицы районного значения. Кроме того, соединит районы Северного, Северо-Западного, Западного и Юго-Западного округов через сеть городских улиц с возможностью выезда как на МКАД, так и на Третье транспортное кольцо. Больше всех выиграет общественный транспорт, для которого впервые в тоннеле оборудуют выделенную полосу и пустят ряд новых маршрутов. И для автомобилистов предусмотрен сюрприз: двухъярусная подземная парковка на 400 машино-мест с заездом с улицы Балтийской. Ее решили оборудовать в части над тоннелем, которую предполагалось сначала просто засыпать грунтом, а рядом еще одна - компактная, механизированная, на 100 машино-мест. Ставь автомобиль и езжай безо всяких пробок по выделенке на автобусе или на троллейбусе. Наверняка будет немало желающих, кому не хочется платить за стоянку в центре 400 рублей в день.