23.10.2013 20:58
Экономика

В УрФО многие дороги не успели отремонтировать до снега

Текст:  Анатолий Горлов (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6215)
В регионах УрФО подводят итоги сезона дорожных работ. Объемы ремонта нынче повсеместно выросли - как и бюджетные расходы на эти цели. Между тем одни объекты не сданы вовремя, сроки сдачи других пришлось сдвинуть, третьи и вовсе придется заморозить до следующего года.
Читать на сайте RG.RU

В столице УрФО четыре дороги, подлежащие капитальному ремонту, не сданы до сих пор, хотя администрация города обещала завершить ремонт еще в сентябре. Главная причина задержки, общая для всех регионов, - подготовка и проведение аукционов на услуги подрядчиков занимает слишком много времени, на саму работу остаются даже не месяцы, а недели. Но вот аукционы прошли, контракты заключены - а исполнители нередко оказываются недееспособными. Так, на одной из екатеринбургских улиц работа остановлена до следующего лета. Частная дорожная организация выиграла аукцион, обязалась отремонтировать аж девять объектов, но не справилась с нагрузкой, сорвала сроки и отстранена от дальнейшей работы. В следующем году придется проводить новые торги и надеяться, что конкурс выиграет более достойный подрядчик. Но где гарантия, что история не повторится?

И заказчики, и подрядчики пеняют на несовершенство закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Принятый в целях борьбы с коррупцией, он не решил принципиальных вопросов: аукционы по-прежнему выигрывают либо "карманные" компании, либо, что еще хуже, однодневки, не имеющие ни опыта, ни ресурсов. Зато предложившие самую низкую цену за свои услуги, которая, согласно закону, и является приоритетной при выборе подрядчика. Но дешевле - не значит лучше.

- Закон о тендерах не помогает, а мешает заказчикам, - считает и. о. руководителя ГКУ Свердловской области "Управление автомобильных дорог" Николай Хамцевич. - Он создает для заказчика много сложностей: с контролем, с расторжением договора при неисполнении его требований. Исчезло также право предварительной квалификации. А у подрядчика нет уверенности в перспективе - будет ли он работать в следующем сезоне? Нет уверенности - нет и желания развивать производственную базу, укрупняться, готовить кадры.

Последствия очевидны. При таком "удешевленном" варианте выбора исполнителя работ внедрение новых технологий (а это дополнительные финансовые вложения подрядчика) - а значит, долговечность и качество - становятся невыгодными.

Ситуацию мог бы исправить понятный по критериям рейтинг дорожных организаций, которым бы руководствовались заказчики. Можно поступить и по-другому: ввести предквалификацию и допускать к конкурсным процедурам только организации, обладающие необходимыми компетенциями. Звучит и такое предложение: одним из главных критериев для получения госзаказа должен стать срок его исполнения, ведь перенос момента сдачи дорожного объекта увеличивает убытки пользователей дорог, то есть нас с вами.

Кстати, администрация Екатеринбурга приняла решение о наказании провинившихся подрядчиков. Работа такой компании оплачиваться не будет, более того, ее ждут штрафы, размер которых может равняться нескольким сотням тысяч рублей за каждый просроченный день. Помимо этого предприятие попадет в "черный список" недобросовестных подрядчиков, фигуранты которого в дальнейшем не будут допущены к участию в конкурсах на проведение строительных и ремонтных работ.

Бизнес Дороги Екатеринбург Урал и Западная Сибирь