Для раскрытия ситуации воспользуемся языком цифр. За последние три года количество мигрантов почти удвоилось и превышает ныне 90 тысяч человек при полумиллионном постоянном населении округа. В самом притягательном для иностранцев городе, Новом Уренгое, за 9 месяцев года поставили на учет почти 31 тысячу человек. Среди мигрантов из стран СНГ свыше трети украинцев, каждый шестой - из Узбекистана. Доли Армении, Казахстана, Молдовы, Беларуси, Азербайджана приблизительно равны - 5-6 процентов. Из Киргизстана, Таджикистана потоки больше - 9-12 процентов.
При стремительном росте армии гастарбайтеров значительно увеличивается и число выдворяемых из РФ. Это те, кто находится на ее территории нелегально либо попирает российские законы. За весь прошлый год из ЯНАО были депортированы 53 человека. Тогда как с января по сентябрь нынешнего - уже 103, и, к слову, обошлось это бюджету в 5,6 миллиона рублей.
В общественном сознании сложился стереотип: мол, приезжие из ближнего зарубежья способствуют разгулу преступности. Окружное управление МВД России сравнило 9 месяцев текущего года с аналогичным периодом прошлого. Криминогенная картина неоднозначная, но без "ужастиков". В 2013-м за иностранцами значится 210 преступлений против 252-х в 2012-м. Резко пошли на убыль грабежи, оборот наркотиков, зато, к примеру, разбойных нападений, убийств зафиксировано больше - в целом на 4 случая. Среди граждан РФ уровень преступности несравнимо выше.
Больше тревожит эпидемиологическая статистика. С начала года среди мигрантов обнаружено 34 носителя ВИЧ, 29 - туберкулеза, 21 - инфекций, передающихся половым путем. Наполовину больше, чем в прошлом году. Среди протестированных на вирус иммунодефицита 115 тысяч постоянных и временных жителей автономного округа поставлено на медицинский учет 123, в том числе 34 иностранца. Здесь их удельный вес, как видим, несообразно велик.
По мнению руководителя регионального управления Роспотребнадзора Людмилы Нечепуренко, надо решительно менять правила медицинского освидетельствования трудовых мигрантов. Сейчас они обязаны пройти его в течение 30 дней после получения разрешения на работу (причем немало приезжих отлынивает от посещения врачей, а имеющие патенты вообще освобождены от медосмотра). Должно же быть наоборот: сначала докажи, что здоров, потом работай. Нечепуренко предлагает расширить перечень обследований, а также ввести требование о приобретении обязательной медстраховки - за счет мигранта или работодателя.
По информации УФМС, региональная квота позволяет в текущем году принять на работу 51 172 иностранных граждан. Квота, вероятно, не будет выбрана сполна: до 1 октября оформлено всего 21 628 разрешений. Однако сотни предприятий, преимущественно строительных, мечтают о максимальном использовании труда мигрантов. Заявки на них год от года растут. В 2012-м запрос на иностранцев составил без малого 48 тысяч кадровых единиц, в 2013-м - 73,6 тысячи. Заявка на будущий год предполагала прием почти 111 тысяч человек.
Бизнес ссылается на стремительный рост объемов строительно-монтажных и дорожных работ. Особенно это характерно для полуострова Ямал. Однако власти региона не собираются слепо удовлетворять заявки работодателей, тщательно анализируют обоснованность каждой, предлагают подумать об альтернативных вариантах.
- В первую очередь следует предоставлять вакантные места жителям нашего округа, других регионов России, - напоминает о приоритетах директор окружного департамента занятости населения Ольга Акинина. - Для этого заключено 50 соглашений между центрами занятости и базирующимися в ЯНАО компаниями и организациями, еще 15 - с профильными службами субъектов РФ. Наши усилия направлены на профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации безработных северян.
В итоге правительство автономии в проекте сводной заявки на привлечение иностранцев оценило реальную потребность в них в 57 396 человек - вдвое меньше, чем просили предприниматели.
В свою очередь УФМС обращает внимание на частое нарушение миграционного законодательства принимающей стороной. За трудоустройство иностранцев в обход закона к административной ответственности с начала года привлекли 538 лиц, среди них 235 юридических и 71 должностное. Количество выявленных фактов предоставления ложных сведений о миграционном учете выросло в 2,4 раза.
Парламентарии Ямала подчеркивают: расставить акценты миграционной политики важно сегодня, когда начинается комплексное освоение заполярных месторождений, реализация масштабного инфраструктурного проекта "Северный широтный ход" наряду с развитием Северного морского пути. Местные трудовые ресурсы ограничены. Остается привлекать работников издалека, не забывая при этом о сохранении социальной стабильности и справедливости.
- Можно ли соблюсти баланс, не ущемляя, с одной стороны, интересы постоянного населения округа, с другой - работодателей? На мой взгляд, задача выполнимая, - говорит председатель комитета Заксобрания по государственному устройству и местному самоуправлению Марат Абдрахманов. - Необходимо только гармонизировать законодательство и неотступно следовать ему.
Депутаты видят проблему, в частности, в "ситуационном характере" миграционного законодательства, порой импульсивно реагирующего на сложные моменты. Как следствие, нормативно-правовые акты подчас противоречат друг другу, чем умело пользуются нелегальные мигранты и те, кто стоит за их спиной.
По итогам слушаний парламентарии утвердили солидный пакет предложений, которые планируют в ближайшие месяцы направить в Госдуму, правительства РФ и ЯНАО, федеральные органы исполнительной власти. Вот лишь некоторые: запретить работодателям трудоустраивать иностранцев, если они предварительно не предоставили службе занятости информацию о вакансиях и не исчерпали возможности кадровых решений за счет местных жителей; дать заказчикам право при объявлении конкурса на проведение работ ограничивать или полностью запрещать привлечение подрядчиком иностранных граждан. Целый блок касается особого порядка въезда и выезда мигрантов на территории ЯНАО, имеющие статус приграничных.
Сергей Харючи, председатель Законодательного собрания ЯНАО:
- Четкое, понятное федеральное законодательство в миграционной сфере должно быть предельно жестким в отношении нарушителей. Вместе с тем, на мой взгляд, исключительно запретительными мерами проблему не решить. Одна из задач власти - создание условий для привлекательности законной миграции. Как член совета по межнациональным отношениям при президенте РФ отмечу: национальная принадлежность человека ни в коем случае не должна накладывать на него пятно негатива или осуждения. Он должен и может мирно вливаться в новый социум, уважая чужие традиции, законы и правила, не навязывая при этом собственные.