В ожидании развязки
Как сообщил замначальника главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков, в этом году расходы на реконструкцию, содержание и строительство дорог в регионе увеличены на четверть.
Основные работы велись в областном центре. Расширение городской застройки и бурный рост количества автомобилей заставляют усиленно заниматься не только поддержанием в надлежащем состоянии существующих магистралей, но и строительством новых, а главное - развязок. Так, на запущенном еще в прошлом году "кленовом листе" на Московском тракте завершено благоустройство. Ударными темпами велось строительство начатой в конце прошлого года развязки по улице Мельникайте. Как и первый объект, ее удалось построить в очень короткий срок - всего за 9 месяцев. Одновременно начато строительство масштабной развязки на улице Монтажников. Сдать объект стоимостью 8 миллиардов рублей планируется в конце 2015 года.
Впервые почти все ремонтные работы этим летом дорожники проводили ночью, чтобы не создавать дополнительных трудностей водителям на и без того перегруженных магистралях. Для местных блогеров губернатор даже лично провел ночную экскурсию.
До 2016 года на развитие дорожного хозяйства в регионе планируют направить 64 миллиарда рублей. В частности, уже в следующем году начнут реконструкцию двух мостов через Туру.
Ремонтная кампания тоже не обошлась без новаций: три участка объездных дорог в Тюмени заасфальтировали по новой технологии. Обновить покрытие побудила плачевная статистика по ДТП. Новая технология подразумевает укладку в два слоя плотного асфальтобетона и такого же по толщине - шестисантиметрового - щебеночно-мастичного покрытия со специальной добавкой, почти вдвое увеличивающей срок службы дорожного полотна.
Асфальт на первый снег
За последние три года сумма, направленная на ремонт и дорожное строительство в Челябинской области впервые достигла 20 миллиардов рублей. Свыше половины этих средств направлено в качестве субсидий в муниципалитеты: практически во всех городах и районах нынче появились новые асфальтированные дороги.
Всего в 2013 году на Южном Урале планировали ввести в эксплуатацию 34 километра новых автодорог и отремонтировать еще 38. Однако за девять месяцев из 12 с лишним миллиардов рублей, запланированных на строительство и ремонт автодорог, дворов и межквартальных проездов, освоили только 7,2 миллиарда. Так, в Челябинске, которому предназначалось 5 миллиардов, к середине октября выполнили 93 процента от намеченного. Не исключено, что, как и в прошлом году, последний асфальт будут укладывать едва ли не на первый снег.
Впрочем, на этот раз есть объективные причины: в августе от наводнения на юге области пострадало около 158 километров автодорог муниципального значения и 61 объект - регионального. Полностью разрушено два моста, еще два в таком состоянии, что в следующем году предстоит проектировать и строить новые. В результате пришлось маневрировать как силами, так и средствами: на ликвидацию "дорожных" последствий наводнения истратили более 600 миллионов рублей.
Застряли в столице
На Среднем Урале почти 31 тысяча километров автодорог, из них 19 тысяч - местного значения. По данным регионального министерства транспорта и связи, только 14 процентов автотрасс находятся в нормативном состоянии и 35 процентов - в допустимом.
Тем не менее в региональном правительстве утверждают: в этом году дело с ремонтом и строительством дорог в регионе серьезно продвинулось. Сказалось наличие профильной целевой программы. Затраты на ее реализацию с 2011-го по 2016 год составят 91 миллиард рублей. Больше всего средств пойдет на обеспечение сохранности дорог - 52,5 миллиарда. Кроме того, объем финансирования ремонтных работ заметно увеличился благодаря возрождению дорожных фондов. Из областного на строительство, реконструкцию и капремонт автомобильных дорог в 2013 году направлено 11,2 миллиарда рублей.
В числе наиболее значимых объектов - завершение строительства 149-километрового участка трассы Ивдель - Ханты-Мансийск, проходящего по территории Среднего Урала, масштабная реконструкция дорожного полотна в Нижнем Тагиле (на эти цели пошло 1,5 миллиарда рублей), участки на территории северных муниципалитетов и федеральной трассы Екатеринбург - Тюмень.
Сроки проведения работ выдержаны почти везде, кроме Екатеринбурга. На строительство и капремонт городских дорог в рамках подпрограммы "Столица" из областного бюджета выделено 3,5 миллиарда рублей. Между тем здесь не успели закончить работу до наступления холодов. Как сообщили представители мэрии, щебеночное покрытие на улице Степана Разина уйдет под снег без асфальта, укладка верхнего слоя улицы Сурикова откладывается до лета, не сдадут вовремя и долгожданную дорогу на Новосвердловскую ТЭЦ. Планы сорваны по вине нерадивых и нерасторопных подрядчиков, подчеркивают в администрации Екатеринбурга.
Контракт разогреет
Не так давно, в 2007-2010 годах, на Ямале не сдавали ни одного километра дорог с твердым покрытием. Но затем финансирование отрасли было увеличено вчетверо, и отдача налицо: только в этом году шоссейная сеть приросла сразу 52 километрами. Главным образом за счет ударной прокладки 330-километровой трассы Салехард - Надым. Правда, на эксплуатируемом участке местами уже образовались прогибы из-за просадки грунта - показала себя каверзная вечная мерзлота.
В ЯНАО отремонтировали и несколько старых дорог. Классическим способом - стратегически важный для автономии тракт, связывающий регион с Сургутом и Тюменью, - на протяжении 69 километров. С использованием полимеров - трассу в объезд Салехарда и шоссе до аэропорта. Ноу-хау должно значительно увеличить износостойкость покрытия.
В Надыме затянувшаяся реконструкция уличной автомагистрали, тротуаров обеспокоила жителей, с изумлением наблюдавших за укладкой асфальта в снег - зима здесь наступила уже давненько. Исполнитель ссылается на сроки муниципального контракта - он завершается в конце октября, а также на параграф СНиП, не исключающий асфальтирование "вплоть до минус десяти". От смеси, разогретой до 170 градусов, снег мгновенно испаряется, поясняет подрядчик. Даже подкрепил честное слово заявлением о готовности вдвое продлить срок гарантии. Оппоненты, обратившиеся в прокуратуру, доказывают: положения СНиП дорожники истолковывают слишком вольно.
Что бесспорно и для горожан, и для эксплуатационной компании, так это ветхость понтонной переправы через реку Надым. Ее долго эксплуатировали без капремонта. Наверное, в надежде, что конструкция выдержит до ледостава 2014-го: в конце следующего года здесь ожидают сдачи автомобильно-железнодорожного моста - ключевого и пока единственного строящегося объекта Северного широтного хода.Совсем недавно округ избавился от понтонного моста через другую реку - Пяку-Пур в городе Тарко-Сале. В сентябре по капитальному 500-метровому мосту торжественно открыли технологический проезд. Возвели его в рекордный срок - в два раза быстрее, чем изначально предполагалось. Кстати, по информации профильного департамента правительства ЯНАО, в регионе 225 действующих мостов, в ремонте нуждаются свыше половины, из них 76 - в неотложном.
Хватит ли на все объекты денег при резком сокращении бюджетных доходов - серьезный вопрос. Для властей автономии крайне важно завершить в обозначенный ранее срок - в 2015 году - строительство шоссе Салехард - Надым. Финансируется объект из окружной казны и бюджета областной программы "Сотрудничество". Из последнего источника очередной транш для Ямала, предназначенный в том числе на дорогу, сократили.
Зимники со счетов не спишут
Плотность автодорог в Югре в семь раз меньше, чем в среднем по России: на тысячу квадратных километров территории здесь приходится менее семи километров шоссе. Это сказывается на всех показателях жизни, но в первую очередь на ценах. Неудивительно, что на ближайшие семь лет одним из приоритетов будет строительство и реконструкция широтных и межрегиональных автомобильных трасс. Общий объем дорожной подпрограммы, рассчитанной до 2020 года, - свыше 72 миллиардов рублей.
Важным направлением станет строительство подъездов к населенным пунктам: до сих пор множество поселков не имеют круглогодичного сообщения с Большой землей. На днях сдана 26-километровая дорога к поселку Тундрино в Нефтеюганском районе, построенная с применением новейших технологий. Затраты составили 1,5 миллиарда рублей, причем из-за перебоев с финансированием на прокладку дороги ушло восемь лет.
Не менее радостно рапортуют власти и о завершении реконструкции трассы Сургут - Когалым, это часть магистрали, соединяющей Тюмень с Салехардом. Проектная нагрузка в шесть тысяч машин за сутки здесь давно была превышена. Но теперь участок сможет выдержать и 13 тысяч авто.
До конца года в Югре планируют ввести в эксплуатацию около 200 километров дорог. На это потрачено более 14 миллиардов рублей, из них лишь 2 миллиарда бюджетных. Но 434 из 2500 километров трасс в Югре требуют безотлагательного ремонта. В прошлом году подлатали 90 километров, но за это время 69 пришли в негодность. В текущем году планируется устранить проблемы на 67-ми.
В отличие от других регионов УрФО, в ХМАО финансирование строительства, реконструкции и ремонта дорог регионального значения ежегодно сокращается. Если в 2005-2007 годах на эти цели тратили около 19 миллиардов рублей в год, то в последние годы - лишь 10-11 миллиардов, а в 2014-м запланировано всего 8,2 миллиарда. Уменьшился и объем средств, выделяемых по программе "Сотрудничество" - из общего бюджета трех субъектов тюменской "матрешки".
Заметим, что вскоре Югре еще предстоит решать ежегодную задачу строительства зимников, протяженность которых превышает 2890 километров. Оно обходится бюджету в два с лишним миллиарда за сезон.