Но рост числа абитуриентов не стал единственным фактором, осложняющим поступление. Пресловутый проходной балл тоже растет, при этом не находясь в прямой зависимости от числа поданных заявлений. Так, в ходе приемной кампании-2013 в ЮУрГУ планку подняли с 64 до 71, в медицинской академии - до 92-95. Повышение проходного балла утверждается решением ученого совета вуза, причем порой с опережением федеральных требований. Причина тому - внедрение принципа подушевого финансирования.
- При отчислении слабого студента мы теряем средства, выделенные на его обучение, - поясняет проректор по учебной работе Челябинского госуниверситета Николай Мамаев. - Поэтому бюджетные места должны занять те, кто способен продолжить учебу после первой сессии и далее.
Отдельная проблема - целевой набор. Сложившаяся практика показала, что уже длительное время он делает возможным не столько подготовку специалистов для территорий, сколько поступление за муниципальный счет на учебу откровенно слабых ребят. Да, зачастую это объясняется низким уровнем школьной подготовки в глубинке, и других кандидатов в будущие врачи, учителя и ветеринары там просто нет. Но факт остается фактом: почти половина целевиков не завершает обучения, немалые деньги оказываются недополученными одной стороной (вузами), а другой - выброшенными на ветер (администрациями территорий).
Выводов из ситуации сделано несколько. Самый очевидный - переориентация на целевой набор абитуриентов непосредственно по направлению работодателей. Предприятия и организации в этом случае берут на себя и отбор кандидатов, причем более тщательный, и обеспечение прохождения ими производственной практики, и даже предоставления приезжим из глубинки мест в общежитиях. Однако такой вариант не универсален: он ограничивается далеко не полным кругом технических специальностей и величиной спроса, главным образом со стороны крупных компаний.
Поэтому часть вузов просто повысила для целевиков проходной балл до 180 (по совокупности трех ЕГЭ), вызвав тем самым откровенное недовольство муниципалов. Более предусмотрительные и обладающие соответствующими возможностями учебные заведения озаботились подготовкой будущих студентов. Раньше практиковались главным образом курсы в самих университетах, куда школьники со всей области приезжали по выходным. Сегодня подготовительные классы по предметам, знания выпускников по которым особенно удручающие, формируются прямо в городах и районах - с привлечением вузовских преподавателей. Судя по всему, это и есть наиболее перспективный путь, позволяющий обеспечить стабильный приток абитуриентов с приемлемым уровнем знаний. И, соответственно, стабильное финансирование.