18 процентов россиян убеждены: результаты воздействия соцрекламы есть уже сейчас и наше поведение заметно улучшилось. Корреспондент "РГ" опросила простых горожан - как часто им приходится сталкиваться с невоспитанными согражданами - и пришла к выводу, что хам вернулся. А значит, наше общество остро нуждается в социальной коррекции.
"Как-то я ехала в метро на седьмом месяце, - рассказывает москвичка Елена. - Час-пик, я протиснулась в середину, чтобы меня не толкали. Передо мной сидит мужчина, усердно читает газету. Я стою и даже не мечтаю присесть. Вдруг чуть ли не из другого конца вагона женщина кричит: "Мужчина, уступите место беременной". "С какой стати?" - ответил он и продолжил чтение".
"Я стояла в большой медленно двигающейся очереди, - вспоминает София из Санкт-Петербурга. - К концу очереди пристроилась девушка с коляской, за ней встала беременная. "Проходите вперед, беременные и с колясками без очереди обслуживаются", - советует она. Очередь воинственно молчит. Мужчина у кассы начинает громко консультироваться у жены: "А где написано, что без очереди?".
Когда-то подать даме руку, уступить ей место, пропустить вперед - было нормой. Сегодня это подвиг, на который способен не каждый. Сегодня нам больше нравится позиция, которую объявила в своем блоге скандально известная Божена Рынска: "Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще".
"Пока у меня не было ребенка, я жила по принципу Божены, - признается жительница подмосковных Химок Олеся. - Я бросала машину где-попало, и мне было совершенно плевать, что обо мне подумают. Зато теперь, когда я прохожу с коляской по тротуару, забитому припаркованными машинами, мне ужасно хочется посмотреть в глаза их хозяевам. Я понимаю, что человек, въезжая на тротуар, обо мне или о человеке на инвалидной коляске не думал совсем. Он просто хотел успеть занять свободное место.
Мы сосредоточены на себе любимых. Успеть занять место - в автобусе, на тротуаре, в очереди, все равно где. Главное, мне удобно. Бросить сигарету на асфальт - удобно. Оставить в вагоне пивную бутылку - удобно".
Мы приводим ребенка в детский сад и обращаем внимание, что там все здороваются, знакомые и незнакомые. Куда же эта детсадовская воспитанность девается потом?
Если учесть мнение социологов, что влиянию социальной рекламы особенно подвержены молодые люди до 35 лет, может быть, не все еще потеряно. 68 процентов молодых россиян заявило, что соцреклама заставила их сделать пожертвования, обратить внимание на социальные проблемы, стать волонтерами (данные Comcon).
Может быть, она научит их вежливости?
Алексей Варламов, писатель:
- Социальная реклама - это общественная реклама. Не та, которая отражает денежные интересы конкретных производителей, а та, которая служит интересам общества. И на мой взгляд, власть должна быть заинтересована в такой рекламе. На Совете по культуре и искусству я говорил в основном о загрязнении окружающей среды. Ведь совершенно понятно, что ни Путин, ни оппозиция не виноваты в том, что мы сорим в лесу. Виноваты конкретные люди, и им нужно это объяснить. Мне кажется, наш народ очень восприимчивый. И если бы появлялись бы какие-то яркие билборды на дорогах, чтобы люди осознали, в какую помойку мы превращаем свою страну, то на многих бы это подействовало. Нужен социальный заказ. Мы народ великой культуры, но, к сожалению, не очень цивилизованные. Если на это обращать внимание, то, я уверен, будет эффект. Штрафов и наказаний недостаточно, надо пропагандировать нормальные человеческие ценности. И за это кто-то должен платить.