30.10.2013 00:20
Общество

Государство заинтересовано в развитии гуманитарных исследований

ФЦП "Кадры" открывает новые возможности для гуманитарных и социальных исследований
Текст:  Ольга Ларина (д.ю.н., профессор, заведующая кафедрой теории государства и права Юго-Западного государственного университета)
Российская газета - Экономика: Наука №239 (6215)
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы ярко демонстрирует заинтересованность государства в развитии в том числе и социально-гуманитарных прикладных исследований, возможность создания новых научных лабораторий.
Читать на сайте RG.RU

В 2014 году стартует ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы. Начинается новый этап научных исследований.

ФЦП ориентирована, прежде всего, на поддержку прикладных исследований. И это естественно и понятно, но среди поддерживаемых в программе научных направлений есть не только привычные для всех прикладные направления, как, например, в области энергетики, естественных и точных наук, но и присутствуют социальные и гуманитарные науки. И многие, в том числе и сами ученые, сомневаются: а могут ли гуманитарии и "обществоведы" дать прикладное знание? Ведь современная государственная поддержка науки устремлена в первую очередь на развитие приоритетных научных направлений, внедрение инноваций, создание высокотехнологичных лабораторий и патронаж молодых ученых в сфере естественных и технических наук.

Значение возможностей

Да и традиция науки тоже вроде бы подтверждает такие опасения. Ведь за долгие годы академическая наука сформировала образ "гуманитария" - отвлеченного, абстрактного мыслителя, часто зря сотрясающего воздух. Спор "физиков" и "лириков" 60-х лишь усилил этот образ, представив гуманитарную науку в век развития техники и космических технологий бесполезной. Гуманитарные и социальные науки представлены сегодня специализированными факультетами, академическими институтами, лабораториями. В последние десятилетия они дают самый большой прирост защищенных кандидатских и докторских диссертаций. Формально это означает, что в этих областях науки мы должны иметь дело с научной революцией, с принципиально заметным ростом научного знания. Но при более пристальном рассмотрении этих вопросов, оказывается, что это не совсем так или даже совсем не так. А особенно заметно это стало тогда, когда государство стало осознавать, что социально-гуманитарное знание является в современном обществе необходимой основой многих инструментов управления общественными процессами.

Безусловно, в мировом научном сообществе переосмысление значения прикладных возможностей гуманитарных наук произошло гораздо раньше. Научный мир ускорил рождение новой парадигмы гуманитарных изысканий, сделав человека с его спектром многочисленных проблем, проявлений деятельности, ключевым объектом исследований, а управление этой деятельностью - приоритетным направлением в науке.

Сегодня все мы сталкиваемся с такими проблемами, которые могут и должны помочь решить именно социально-гуманитарные исследования.

Это и проблемы регионализации сознания, вопросы этнического и национального самосознания, проблемы глобализации культуры и содержания национальных ценностей, проблемы миграции, ассимиляции и сохранения культур и языков, вопросы исторической правды и многое другое.

Новая роль знаний

Сегодня мы очень много говорим о недостатках финансирования науки вообще, но часто не замечаем и не обращаем внимания на новые возможности и инструменты развития, которые возникли в последнее время. Особенно это заметно в гуманитарных и социальных областях науки. Они ведь финансировались все время в рамках традиционных схем, а дополнительным финансированием выступали только гранты различных отечественных и зарубежных фондов.

Но ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы ярко демонстрирует заинтересованность государства в развитии в том числе и социально-гуманитарных исследований, возможность создания новых научных лабораторий. Почему? Роль гуманитарно-социального знания изменилась исторически за последний век. Исторические события XX века - революции и войны, технологические революции, - положили начало новой мировой эпохе - эпохе управления глобальными социальными процессами в масштабах регионов, государств, объединений государств и всего мирового сообщества. Физика и историка как социальный тип "чистых ученых" сменили сегодня ученые-инженеры, ученые-технологи. Все вместе это и объясняет чрезвычайную важность для любого развитого и развивающегося государства обеспечивать опережающий рост гуманитарно-социальных исследований. В таких условиях важно объяснить и понять роль личности в общественных преобразованиях, выдвинуть на передовые позиции прикладные знания психологии, этики, социологии, культурологии, конфликтологии, философской антропологии, которые позволят позитивно управлять социальными процессами, превентировать общественные кризисы (политические, экономические), устранять их последствия с наименьшим вредом и для государства, и для общества.

Есть готовность?

И российское государство демонстрирует такой интерес. Новая ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы представляет возможность создания лабораторий как раз для прорывных научных направлений не только физикам и химикам, но и, например, социологам. Но готово ли профессиональное сообщество исследователей в сфере гуманитарных наук предложить государству такие результаты, которые сегодня необходимы? Новый этап развития социального знания требует как решения целого ряда общих концептуальных проблем развития общества, понимания исторического процесса, решения гносеологических проблем и применения междисциплинарных, конвергентных подходов к изучению социальных процессов. Но это только предпосылка для проведения прикладных гуманитарных и социальных исследований, которые помогут в комплексном решении проблем в самых разных социальных областях, в создании социальных технологий управления и развития различных объектов социальной реальности. Государство свои приоритеты продемонстрировало и готово поддержать ученых. Теперь и ученые должны показать, что они не только собиратели и каталогизаторы "ненужных вещей", но и профессионалы, готовые дать ответы на современные вызовы

Наука Образование