Напомню, второй год подряд этот форум становится важнейшей площадкой для открытого диалога представителей власти и бизнеса. По итогам прошлой встречи в экономику страны поступило 19 млрд долларов. А нынешняя, судя по всему, принесет еще больше, так как вырос и интерес инвесторов: на прошлый форум в Москву приехали 1,5 тысячи участников, а вчера в Международном доме торговли собрались более двух тысяч человек.
- Население Москвы достигло 12 млн человек, каждый год к ним добавляется еще 100 тысяч, - говорил мэр. - Это огромный рынок сбыта".
А заммэра по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин добавил: "В отличие от других мегаполисов мира, переживающих замедление экономического роста, в Москве продается все, что построено".
Еще большие перспективы для вложения денег в столицу открыло расширение с июля прошлого года ее площади в 2,5 раза. Но приток инвесторов так велик, что Москва рада уже не любому рублю. "Возможно ли возобновление строительства бизнес- центров в пределах Третьего транспортного кольца", - спрашивали, например, участники форума. "Нет, - подтвердил Хуснуллин новую градостроительную политику города. - Плотность застройки у нас так велика, что новое офисное строительство возможно только на окраинах города и его новых территориях - там сейчас создаются рабочие места".
В исторических же границах капиталам предлагается другое применение: в здравоохранение, образовательные услуги, детсады, реставрацию памятников истории и культуры. Три года назад в Москве считалось это немыслимым, а сейчас - инвесторы в очередь стоят! "В этом году мы введем в строй 8,5 млн кв. м недвижимости - больше, чем даже в рекордном 2009 году", - отметил Марат Хуснуллин. Ректор Московской бизнес-школы "Сколково", недавний заммэра Москвы по экономике Андрей Шаронов с улыбкой поинтересовался: "Вы введете, а мы? Какая роль инвесторов в этих планах?" - "За деньги бюджета будет введен один млн кв. м недвижимости, а 7,5 млн - на инвестиции", - пояснил Марат Хуснуллин.
Предложила Москва и целый ряд и новых проектов. Например, построить Северный дублер Кутузовского проспекта - от центра до МКАД (есть желающие на 100% профинансировать эту дорогу), принять участие в создании 255 транпортно-пересадочных узлов на пересечении метро с железной дорогой - это тоже целый миллион квадратов! А буквально в ноябре состоится конкурс на закупку вагонов для подземки - у бюджета на 160 км строящихся линий не хватит никаких денег, признался Собянин. А ведь еще есть промышленность.
Как заявил руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров, отрасль, еще недавно даже не претендовавшая на инвестиции, сегодня тоже рада не любому рублю, а только умному, вкладываемому в высокотехнологичное производство. Да и предприятия, хозяева 15% столичной земли, уже не стремятся, как недавно, поплотнее застроить свою территорию и продать, а нацелены на создание частных компаний.
"Заелась Москва, с регионами надо делиться", - полушутя комментировали пожелания московских властей ведущие форума. И в самом деле, как сообщил руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Сергей Черемин, на долю столицы приходится 62% инвестиций, поступивших в Россию, из оставшихся менее 40% половина идет в Подмосковье, Санкт-Петербург и Татарстан, и лишь 20% - на остальную страну. Но не Москва виновата в этом.
Как признал Игорь Слюняев, министр регионального развития РФ, инвестконтракты, которые многие края и области предлагают инвесторам, чаще всего просто "хотелки", которыми трудно заманить серьезные деньги. Помочь изменить эту ситуацию может опыт Москвы - им она готова делаться со всеми. Как доказано практикой, именно в регионы, которые не пренебрегают этим опытом и создают такие же условия для инвестиций, продвигаются инвесторы, уже "попробовавшие воду" в столице.