Марина Борисовна
Марина Борисовна, разговор о Таинстве Покаяния - этом важнейшем событии духовной жизни человека, мне хочется начать с отрывка из книги "Любовь долготерпит", написанной мною как беседы с митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном: кто, как не духовник, лучше всего расскажет о сути этого Таинства, одного из семи Таинств Церкви.
Владыка, почему-то именно с исповедью чаще всего происходит подмена. Исповедоваться бегут не в храм, а к подружкам или психологам. В чем тут дело?
Митрополит Иоанн: Исповедь - не просто совет, как выжить или выйти из той или иной ситуации. Это больше, чем событие повседневной жизни, это гамлетовское "быть или не быть", вопрос смысла человеческого существования. Вовлеченность человека в постоянный процесс земного мира отстраняет его от духовных проблем, в каждом из нас сильно увлечение ложными ценностями. Но когда человек все-таки вырывается из этой круговерти, отстраняется от постоянного калейдоскопа событий, когда он, пусть и на время, остается наедине с собой, а это чаще всего случается во время болезней, вот тогда он задумывается над самым главным: "С чем я приду к Богу?" И только исповедь способна восстановить в человеке чувство реальности, дает ему возможность осознать его истинное положение по отношению к Богу, к природе, ко всему творению. Очень важно не потерять эту соотносимость - где твое место, в каком ты положении, - может быть, ты раб своих страстей, и уже они ведут тебя? С этим невозможно прийти к подруге, потому что она не сможет вместить вашу боль, ваши сомнения, ваши ошибки до конца. Ведь у каждого человека есть порог вместимости чужих проблем и горя. Поэтому здесь, в нашем мире, мы не можем найти того, кто бы вместил в себя все, что нас тревожит.
Значит, надо идти в храм-лечебницу, где ты сможешь оздоровить свой внутренний мир?
Митрополит Иоанн: Важно понимать, что и священник все это в себя не вмещает, он не может своими силами простить грехи, хотя бы потому, что он человек. Священник только свидетель того, что происходит в этот момент. А принимает на себя все Христос и Своей благодатью, Своим искупительным подвигом Он отпускает грехи. Приход на исповедь - это не поход к психологу или психоаналитику, которые своими знаниями помогают человеку решить проблемы внутреннего свойства. Исповедь - это освобождение от греховного груза, это обновление человека. И грехи отпускает Христос, Своим искупительным подвигом, а священник только свидетельствует перед Богом, что да, ты сказал, да, Таинство произошло. Поэтому-то священник и произносит: "Властию Его мне данной, прощаю и разрешаю". И о том, что человек освободился от греховного груза, священник свидетельствует разрешительной молитвой.
Для того чтобы назвать свои грехи, их надо увидеть.
Митрополит Иоанн: Конечно, исповедь требует и предварительной "диагностики" души. Для того чтобы обнаружить в себе грех, надо иметь время, чтобы остаться наедине с самим собой и обратиться к Богу. Не случайно в пост постоянно читается молитва преподобного Ефрема Сирина, где есть такие слова: "Господи, даруй мне зрети мои прегрешения..." Оказывается, это тоже дар, видеть свои грехи, и этот дар дается нам благодатью Христовой. То есть должен быть внутренний акт подготовки к исповеди, для этого есть простой способ - прочитать десять заповедей, еще ветхозаветных заповедей Моисея, и каждую примерить к себе. Должно быть вхождение в себя посредством молитвы. Мы через молитву обращаемся ко Христу, а Христос через молитву приходит к нам и говорит - вот здесь у тебя плохо. Молитвы эти самые простые: "Отче наш...", "Богородица Дево, радуйся..."
Дело в том, что порой мы не можем увидеть наш внутренний образ из-за того, что грех уводит нас в обольщение, успокаивает. При рождении каждый наделяется образом и подобием Божьим - это и качества души, и религиозно-нравственные чувствования, и свобода выбора, и бессмертие души. И внутренний образ, запечатленный в человеке - это тот Божий замысел, который есть в нас, та направленность, которая нам дана, наше предназначение. "Познай себя и ты познаешь Бога", - принцип, который есть в апостольских посланиях, принцип познания для того, чтобы восстановить в себе образ Божий, первообраз, который тебе дан. Ведь Христос говорит: "Будьте как дети", то есть то, что вам дано от Бога, имейте неповрежденным и восстанавливайте, в том числе и посредством исповеди.
Как часто надо исповедоваться?
Митрополит Иоанн: Существует традиция исповедоваться в период многодневных постов, то есть четыре раза в год и еще на день Ангела, и на день рождения. Но ведь существует еще и потребность исповеди. Эта потребность придет сама, но вначале надо воспитывать привычку. "Посей желание - пожнешь поступок, посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу".
Некоторые верующие, готовясь к исповеди, записывают свои грехи на листочек и потом читают с него...
Митрополит Иоанн: Нормальная практика. Ведь бывает, человек только отошел от исповеди и вдруг вспоминает: "А-а, я вот этого не сказал!" И это прямо искушение какое-то, человек решает, что раз он что-то забыл сказать, значит, исповедь не принята - теряется чувство чистоты. А это неправильно. Потом записку лучше сжечь - зачем надо, чтобы твои грехи кто-то знал. Достаточно того, что ты сказал это Богу, и Бог тебя простит.
Владыка, наверное, цель исповеди не только в том, чтобы назвать свои грехи, покаяться в них, но и в том, чтобы попытаться изменить свою жизнь.
Митрополит Иоанн: Конечно, исповедь не только очищает, освобождает человека, она дает ему силу на новую жизнь. Потому ее называют "вторым крещением", ведь после Таинства Покаяния человек рождается, обновляется, подобно тому, как он духовно рождается в купели во время Таинства Крещения. И такой купелью становятся слезы кающегося. Человек как бы купается в этих слезах, и это настоящее покаяние, возрождение для жизни вечной. А еще очень важно для кающегося воспринять то, что тебе говорит священник. Ведь раз священник свидетель, раз здесь нет интриги судебного процесса, то значит то, что он говорит тебе, - это не приговор, это не попытка тебя в чем-то обвинить, это попытка помочь. Когда священник говорит какие-то слова или даже накладывает епитимию, то в этом желание, чтобы ты глубинней прочувствовал всю тяжесть греха. Для чего? Чтобы потом же спасти тебя.
А что такое епитимия?
Митрополит Иоанн: Епитимия - некое духовное наказание, которое назначается священником, если он считает, что ты не до конца осознал то, что ты делаешь. Епитимия может заключаться в том, чтобы человеку прочитать определенное количество молитв каждый день, или назначаются поклоны. Епитимия устанавливается духовником с тем, чтобы помочь человеку изменить свой образ жизни.
А на основании чего она накладывается?
Митрополит Иоанн: Существуют канонические правила, они сложились очень давно и касаются всех сторон жизни.
Чей суд творится во время исповеди?
Митрополит Иоанн: Ну конечно, если исповедуешься Богу, и Бог своей благодатью тебя прощает, то это суд Божий.
Есть ли разница между судом Божьим и тем, что творят люди?
Митрополит Иоанн: Очень важное отличие. Если людской суд чаще всего руководствуется формальными признаками факта, как некоего действия, то для Таинства очень важна мотивация, то, что именно движет человеком. Возьмем пример с абортами. Предположим, две женщины сделали одно и то же. Но одна сделала это походя, а другая потому, что возникла угроза ее жизни. Факт один и тот же, а мотивация разная. Но все это предусмотрено Канонами. Есть "икономия" - это снисхождение, и "акривия" - ужесточение применения Канонов. "Акривия" применяется тогда, когда человек далек от раскаяния, а "икономия" тогда, когда есть искреннее раскаяние или же какие-то жизненные обстоятельства, не позволяющие поступить иначе, например, если они ставят под угрозу жизнь.
Получается, что есть какой-то табель о рангах греховный?
Митрополит Иоанн: Вот тут есть сложность, из-за которой я всегда ухожу от разговора о ранжире. Природа человека такова, что он всегда ищет какие-то лазейки. И все рассуждения о ранжире чаще всего бывают во вред людям. Это дело духовника определять степень греховности. Это действительно очень тонкая сфера человеческой внутренней жизни, я бы не хотел в нее вторгаться. Просто надо знать, что есть помощь и возможность исцеления, и это исцеление дает Сам Христос через исповедь. И если человек не придет вовремя на исповедь, если он в себе глушит эту потребность, то в конце концов он впадает в отчаяние, а это приводит к разрушительным процессам духовного свойства. Поэтому важно употребить усилие воли и сделать шаг навстречу Богу.