Немного истории
Газогенераторные установки известны давно. По дорогам Великой Отечественной месили грязь переделанные под дрова "полуторки". Да вы наверняка помните их по хронике. Едет грузовик, а за кабиной - две высокие жестяные бочки. Это и были газогенераторы. Там при минимуме кислорода тлели сухие чурки. Выделялся дым, то есть газ. В основном угарный. Страшно ядовитая штука!
Но газ горел не хуже природного. На нем-то и ездили грузовички. Так как удельная теплота сгорания газа была меньше паров бензина, то и мощность у "полуторок" была вдвое меньше. Проехал десяток километров - стоп, машина! Пора загружать в бункеры новую порцию чурок. А свечи чистить приходилось чуть ли не по два раза за поездку - деготь оседал в цилиндрах!
Все это делало дешевый вид транспорта не вполне боевым. Снаряды на передовую на такой ненадежной машине не повезешь. Поэтому эксплуатировались газогенераторные корыта в основном в тылу.
Прошло время. Про дрова забыли. Мы уже думаем об электромобилях. Гибриды заполонили автосалоны. В бой рвется водород. А уж на природном газе или пропане ездит чуть ли не половина всех городских автобусов и "Газелей" в СНГ.
Юность самоделкина
Сережа Атрощенко с детства любил машины. Его коллекция в масштабе 1:43, которая и сейчас украшает гостиную, вызывала острую зависть у мальчишек из подъезда. Сережа вырос, а любовь осталась. Окончил техникум на автомастера. Да так, что его оставили преподавать там. Купил себе мечту - 21-ю "Волгу". Как у Юрия Деточкина.
- У нас два гаража. Один в деревне, другой в городе. Так мы не знаем, где он выходные проводит. Знаем только - в гараже, - рассказывает мама Сергея Наталья. Рядом сидит папа героя Александр. И тоже не может сказать, где Сережа.
Мы смотрим фотоальбом. Мотоциклы, мотоциклы. И тут военная выцветшая фотка: мужчина в шинели и на мотоцикле.
- Это дедушка Сережи Мугалим Букаев. Он был военным мотоциклистом.
Сережа выложил в Интернет отчет о своей самоделке под псевдонимом. Точнее, под "ником" oppozit750. В Лепеле о нем практически никто ничего не знал. Ну, ходит спокойный парень, ковыряется в мотоцикле. И все. Даже замредактора местной газеты не знала, что "герой" живет в соседнем подъезде. Я нашел номер сотового Сережи. Но он... сбежал от меня. По телефону Сергей попытался объяснить, что не хочет никакой славы. Изобретением это не считает. И вообще не понимает, откуда такой интерес к его скромной персоне.
- Имейте в виду, я просто хотел создать действующую модель газогенераторной установки, чтобы показать ее своим ученикам, - объяснил он мне по телефону. - А сейчас не мешайте мне. Я готовлюсь к техосмотру в гараже у товарища. Машина разобрана. Искать меня бесполезно. Так что извините, если что не так.
Удивительно скромный изобретатель! Конечно, ни о каком дефиците бензина в Белоруссии и речи нет. Но, признайтесь, приятно иметь такой вот агрегат, который при любом экономическом кризисе и катаклизме вывезет на ровную дорогу.
Пахнет колбасой
Сергей взял молочную флягу, переработал ее, добавил "холодильник" из жестяного ведра, собрал арматуру из водопроводных труб и повысил степень сжатия серийного двигателя мотоцикла "Урал" до 10. Из инструментов ему понадобились "болгарка" и сварка - все что есть в любом гараже. Агрегат назвал гордо - "Колясыч". После пробных поездок подошел к маме:
- Давай я тебя по ягоды повезу на "Колясыче". Давно обещал!
На первую поездку сбежался весь дом. Мама Наташа села в коляску, надела шлем. Сережа все колдовал у раскрытого молочного бидона. Чтобы агрегат не приняли за самогонный аппарат, он тщательно вывел белой краской "ГАЗОГЕНЕРАТОР".
- Ой, вы знаете, как приятно было! Я еду на изобретении своего сына. И с ветерком так! Он гордый сидит, правит. А я как гордилась перед соседями! Да купи он "Мерседес", мне бы так приятно не было!
Вот что написал oppozit750 (а в миру Сергей Атрощенко) на своем форуме:
"Достоинство "Колясыча" - экономия денег на топливо. Недостатки: воняешь, как копченая колбаса, желтые, как у курильщика, руки, долгие запуски (первый раз за день - около 10 минут, потом меньше), сильное снижение мощности двигателя (много пользуюсь низкими передачами и постоянно "кручу" двигатель), перегрев двигателя в городском цикле (из-за больших оборотов), много времени уходит на заготовку топлива и обслуживание установки, очень требователен к влажности чурок. Теперь я понимаю, почему о газогенераторах забыли как о страшном сне".
Вот что писал военинженер Л. Рудаков в журнале "За рулем" в 1940-м году: "Все агрегаты газогенераторной установки нуждаются в периодической очистке от сажи, золы и других уносов из газогенератора. Для чистки открывают все люки, кочергой выгребают уголь восстановительной зоны, а также скопившиеся там сажу и золу. Проводить очистку следует через 800 - 1000 км."
Всплеск интереса к газогенераторам происходит, как только цены на нефть резко подпрыгивают или идет война. Во время Второй мировой грузовики переводили на "древесный" газ Германия, Франция, Англия, Америка и даже Япония. В СССР выпустили на различных шасси более двухсот тысяч газогенераторных грузовиков, тракторов и дрезин. Самым популярным был "Урал-ЗИС 354". Но уже в 1946 году, как только цена на бензин снизилась до 30 центов за литр, разработки новых газогенераторов забросили. Машины в спешном порядке переделали на бензин. Технологии были утеряны. Но не навсегда.
На сегодня "Колясыч" пробежал около тысячи километров по дорогам общего пользования и по пересеченной местности. Конечно, тягаться "дровяному байку" со своими бензиновыми собратьями нереально. Не только мощность подкачала. Грузоподъемности газогенераторного "Урала" еле-еле хватило, чтобы отправиться с мамой в лес. Да и кошки сбегаются на запах копченой колбасы. Но как пособие для учеников и просто вид технического досуга - "Колясыч" неповторим!
Только об одном жалеет мама Наташа. Что Сережа за всей этой техникой девушек не замечает. Жениться не хочет - все время в гараже да в гараже. Правда, и не пьет совсем. И не курит.
- Ну когда его уже заметят? Скорее внуков хочу. Так в газете и напишите! - попрощалась со мной мама.
Я вернулся в Москву и рассказал о лепельском изобретателе в Союзе мотоциклистов России, который без политики и религиозных предрассудков объединяет настоящих любителей двухколесной техники.
- Мы приглашаем белорусского самородка к нам на мероприятие на Васильевский спуск в Москве, - сообщил "РГ" председатель правления Павел Фролов. - Встретим, покажем столицу и попробуем его мотоцикл на дровах в деле. Это очень интересное новаторство, которое привлечет новых поклонников мотоцикла. А насчет невест - их там будет достаточно. Пусть мама не горюет.
Когда верстался номер, стало известно, что Сергей Атрощенко принял приглашение российских мотоциклистов. Конечно, чтобы приехать своим ходом в Москву, речи не идет. Конструкция еще сырая и требует доработок - мало ли что случится в дороге? Сергей решил прибыть на фестиваль на своей любимице - 21-й "Волге". А "Колясыч" поедет на прицепе. Зато как увидите дымок над Красной площадью, знайте, что Сергей уже катает любителей мототехники.
Кстати
Газогенератор - это установка для получения горючего газа из твердого топлива. В качестве твердого топлива применяется уголь, торф, древесина и даже солома. Превращение твердого топлива в газообразное называется газификацией (пиролизом) и заключается в сжигании топлива с поступлением количества кислорода воздуха или водяного пара, недостаточного для полного сгорания. Генераторный газ состоит из горючих компонентов (СО, Н2, СН4) и балласта (СО2, О2, N2, Н2О). Полученный газ очищают, охлаждают и смешивают с воздухом.
Технические характеристики "Колясыча"
- Объем двигателя 750 см[3]
- Степень сжатия 10
- Мощность 10 л.с. (расчетная)
- Скорость 80 км/ч (на сухих чурках)
- Расход топлива 1 мешок чурок на 100 км
- Экипаж 3 чел.