24.10.2013 08:35
Культура

"Санктъ-Петербургъ опера" показала хабаровчанам лучшие спектакли

Артисты театра "Санктъ-Петербургъ опера" показали дальневосточникам свои лучшие спектакли
Текст:  Александр Филимоненко
Российская газета - Неделя - Дальний Восток: №0 (6216)
Главным культурным событием этой осени в Хабаровском крае стали гастроли театра "Санктъ-Петербургъ опера" и солистов балета Мариинского театра. На деловом завтраке в "Российской газете" побывал директор "Санктъ-Петербургъ опера" Евгений Малыгин.
Читать на сайте RG.RU

Евгений Сергеевич, нынешние гастроли, как известно, были запланированы еще год назад и приурочены к 75-летию Хабаровского края. Наводнение на Амуре как-то повлияло на ваши планы?

Евгений Малыгин: Да, пришлось изменить даты проведения спектаклей, потому что изначально график был выстроен совершенно по-другому. Но это не явилось для нас большой проблемой, поскольку на эту поездку мы выделили достаточно много времени. Было принято решение выступить и в Комсомольске-на-Амуре, причем совершенно безвозмездно. Все сборы от этого гала-концерта пойдут в фонд помощи пострадавшим от наводнения.

Наш художественный руководитель Юрий Александров сказал: если потребуется, будем петь и по колено в воде. Наши солисты спели бы где угодно, я клянусь. Без ложного пафоса.

Если говорить вообще, то эти гастроли - продолжение большой программы правительства Санкт-Петербурга, которое ее финансирует. Прилететь в Хабаровск всем оперным составом - это то же самое, что отправиться на гастроли в Нью-Йорк или Лос-Анджелес. По затратам. Только в Хабаровск перелет дороже.

Поэтому помогает и правительство Хабаровского края. Мы очень рады приехать большим коллективом, показать не только гала-концерты, но и спектакли. Кроме того, приготовили еще один подарок дальневосточникам - взяли с собой солистов балета Мариинского театра. Кстати, "благодаря" наводнению, из-за переноса дат выступлений к вам приехали не просто солисты Мариинки, а премьеры. Это большая удача.

И кто оказался среди них?

Евгений Малыгин: Игорь Колб, Софья Гумерова, Никита Щеглов, Татьяна Ткаченко и другие. Они подготовили очень интересную программу для гала-концерта из фрагментов балетов "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Корсар". А еще - "Шахерезады", которая достаточно редко исполняется, ну и "Кармен-сюиты" - не все артисты балета сейчас готовы ее исполнить.

А ваш театр - "Санктъ-Петербургъ опера"?

Евгений Малыгин: Мы привезли хабаровчанам "Риголетто" - оперу Верди, которая редко исполняется в Питере. Наш театр один из немногих, где она идет. Во-первых, это бельканто, а во-вторых, сложная по структуре постановка. Ну и "Евгений Онегин" - очень интересный спектакль, ведь театр у нас авторский.

Почему выбор пал на эту популярную оперную классику, ведь у вас в репертуаре и экспериментальные постановки?

Евгений Малыгин: Мы учли пожелания принимающей стороны. Оперу у вас показывают крайне редко, и наш театр - первый, кто представил что-то оперное, как нам сказали, на вашей сцене. Поэтому выбрали популярную классику. Хотя у нас в репертуаре есть и другие шедевры: например "Поругание Лукреции" Бриттена - потрясающий спектакль на английском языке. В России эта опера идет только на нашей сцене.

Как видно, у театра "Санктъ-Петербургъ опера" складываются неплохие отношения с Хабаровском?

Евгений Малыгин: Здесь мы во второй раз и уже с таким громким проектом - это может говорить только о самом тесном сотрудничестве. Не скрою, нас в Петербурге спросили - сколько вам заплатили, чтобы вы поехали в Хабаровск? Я ответил: да почти ничего! Денежный вопрос - не главное. Мы живем в одной стране, люди должны видеть и слышать оперное искусство.

За всю историю российских гастролей нашего театра только Омск решился принять спектакль "Арена Ди Верона". В ней участвовал полный состав: солисты, оркестр и даже хор из Вероны, в котором поют простые жители города. Потребовалось два самолета. Это был самый масштабный проект. Не думаю, что в России еще кто-то сможет себе такое позволить. Кстати, "Санктъ-Петербургъ опера" - единственный в России негосударственный театр, который так широко гастролирует.

На Дальний Восток вы приехали не только полным составом, но и привезли новые костюмы и декорации к постановкам?

Евгений Малыгин: Все они были практически полностью обновлены к началу нашего 27-го сезона. "Риголетто" мы не можем исполнять на своей площадке, поэтому играем в Эрмитажном театре - там сцена больше, но при этом и ближе к зрителю. Здесь папье-маше не обойдешься. Например, один из костюмов для "Риголетто" стоит около десяти тысяч евро. Это одеяния именно той эпохи, очень дорогие.

Театр "Санктъ-Петербургъ опера" открыл свой 27-й сезон…

Евгений Малыгин: …но при этом у нас самый молодой коллектив в России. Организовал его Юрий Александров, режиссер Мариинки. Долго он тянул эту ношу, работая вместе с Валерием Гергиевым. Но лет семь назад Юрий Исаакович сказал, что устал, и вышел из состава Мариинского театра, оставив себе только любимое детище - "Санктъ-Петербургъ опера". Кроме того, он много ставит в России и за рубежом, но сегодня он художественный руководитель одного театра.

Причем, авторского...

Евгений Малыгин: Да, все его постановки уникальны. Пусть неприлично хвалить шефа, но, пожалуй, он - самый интересный режиссер в России. И востребованный. Он - единственный, кто в течение года смог поставить четыре разных постановки оперы "Князь Игорь" в разных городах и странах. Да еще в больших театрах, не камерных - в Самаре, Москве, Казани и Минске.

Часто ли вашим артистам приходится работать в одной программе с солистами Мариинки? А как же конкуренция?

Евгений Малыгин: "Санктъ-Петербургъ опера" - стартовая площадка для многих ведущих солистов, в том числе и Мариинки. Назову лишь несколько имен. Венера Гимадиева, Владимир Галузин, Евгений Уланов - это все наши люди. Воспитанники Александрова. Они растут в нашем театре, а потом уходят в Мариинку, в Михайловский театр, в Большой. Юрий Александров в шутку говорит: "Наш театр - больничка. Ну, вылечил я этого артиста, и что ж? На всю жизнь здесь оставлю? Нет. Я его отпускаю. Вылечился - ступай". При этом нет недостатка в солистах - уходит один, появляется другой, еще лучше. Молодежь на сцене - вот приоритет.

Чем еще знаменит "Санктъ-Петербургъ опера"?

Евгений Малыгин: У нас эстетичный оперный театр. Зритель не увидит 50-летнюю Джильду, которой по сценарию всего 18. Есть и другие особенности. В "Риголетто", например, все бельканто исполняется в движении, что в других театрах невозможно. Это архисложно! Никто из артистов не разрешит подобное режиссеру. А про наших солистов говорят, что они могут петь лежа, сидя, стоя, вверх ногами и подвешенными к потолку. Нужно, чтобы зритель увидел - идет жизнь на сцене, не так как в старой опере. Что актер не только певец. Перейдя в Мариинку, наши солисты на сцене выглядят белыми воронами, но на них интересно смотреть. Это все школа Александрова.

Кроме того, у нас для каждого спектакля - три состава, причем все - полноценные. И они постоянно перемешиваются.

Когда мы увидим театр "Санктъ-Петербургъ опера" в Хабаровске в следующий раз?

Евгений Малыгин: Мы сейчас обсуждаем поездку на Сахалин в будущем году. Возможно, будут гастроли в Японии. Тогда по пути заедем и к вам.

О дальневосточном симфоническом оркестре

Сейчас общеевропейская тенденция в опере - ездить на гастроли и выступать с местными профессиональными оркестрами. Скажу как музыкант - у вас потрясающий коллектив. Мы часто ездим по регионам, и, откровенно говоря, симфонический оркестр такого уровня - большая редкость в нашей стране. В декабре 2012 года мы увидели его первый раз, и у нас не было сомнений, что музыканты исполнят предложенный им материал профессионально даже с учетом сокращенного графика репетиций. Все было быстро изучено и доведено до хорошего уровня.

Музыкальный театр Хабаровск Санкт-Петербург Дальний Восток Северо-Запад