Теперь компании, которые вывели эту отрасль областной экономики на лидирующие позиции в стране, попали в сложную ситуацию: с одной стороны, лицензии на добычу россыпного золота ими уже куплены и строятся драги, с другой - введен запрет на добычу золота на берегах рек, и что делать дальше, не знает никто.
Сейчас среди руководителей золотодобывающих компаний Приамурья царит если не уныние, то растерянность. Обсуждая неожиданное правительственное постановление, запрещающее компаниям осуществлять традиционную для них деятельность, некоторые строят довольно мрачные прогнозы.
- Мы, действительно, попали в сложную ситуацию, - говорит руководитель одной из золотодобывающих компаний области Федор Сидоров. - Теперь на особо защищенных участках запрещена россыпная золотодобыча. Это означает, что у нас выпадает из разработки множество мест. А ведь мы официально получили лицензию на добычу рассыпного золота, на подготовку к работам затратили более 120 миллионов рублей, но в получении земель, где, собственно говоря, этот металл находится, на 2014 год нам отказали. Вот и получается, что, с одной стороны, государство дало нам право разрабатывать участок, но с другой стороны - запретило.
Ситуация с россыпной золотодобычей может стать серьезным препятствием в развитии экономики Приамурья, между тем область буквально стоит на золотых самородках, которые по воле судьбы находят именно на берегах рек.
- Более пяти лет назад был принят Лесной кодекс, - говорит министр природных ресурсов Амурской области Юрий Привалов. - Мы тоже участвовали в его разработке. Закон долго обсуждался, проходил процедуры согласования, затем был принят Госдумой. А теперь появляется распоряжение правительства № 849-р, которое тоже носит законодательный характер и является дополнением к кодексу. На мой взгляд, такие дополнения должна рассматривать и утверждать Госдума, которая принимала Лесной кодекс. Сегодня мы очень озабочены тем, что ряд амурских золотодобывающих компаний не сможет работать в 2014 году.
По данным областного правительства, россыпное золото является ведущим полезным ископаемым региона. Здесь находятся 13 золотоносных районов, общая площадь которых составляет 155 тысяч квадратных километров - практически половину территории области. В Приамурье сформировались золотые россыпи самого разного типа, и многие из них находятся именно на берегах рек. Как рассказывают специалисты, пойменные, русловые, террасовые россыпи в большом количестве обнаружены в Верхнем Приамурье. Ширина их варьируется от 10 до 500 метров, но иногда превышает километр. Длина таких россыпей достигает десятков километров (Харгинская, Джалиндинская, Селемджинская).
Ресурсы Приамурья позволяли амурским предприятиям в течение многих лет быть одними из лидеров российской золотодобычи. По объемам извлечения драгметалла область находится на втором месте среди золотодобывающих регионов Российской Федерации.
Сегодня в области действует 25 драг и 170-180 промывочных приборов. Наиболее интенсивная добыча россыпного золота ведется в северных районах - Тындинском, Зейском, Селемджинском, Мазановском и Сковородинском. Остановка этих производств если не станет крахом золотодобывающей отрасли Приамурья, то приведет к заметному ее сокращению.
По словам министра природных ресурсов Амурской области Юрия Привалова, который, кстати, является председателем координационного совета по природопользованию в ДФО, ограничения добычи россыпного золота заставили правительство региона направить письмо министру природных ресурсов РФ с просьбой дать разъяснения или внести изменения в пресловутое распоряжение. Разъяснений попросило и амурское управление лесного хозяйства.
- Распоряжение о запрете добычи россыпного золота на берегах рек надо отменить или существенно доработать, - говорит Юрий Привалов. - В Амурской области россыпное золото добывают больше 40 компаний. Ряд из них несет большую социальную нагрузку, ведь это более четырех тысяч рабочих мест. Несколько амурских поселков вообще живут только россыпной золотодобычей. Что прикажете с ними делать? Кроме того, в случае, если компании прекратят работу, бюджет области не досчитается двух миллиардов рублей.
Юрий Трутнев, вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО:
- Это постановление вышло в защиту экологии. Оно связано не с процедурой добычи золота, а с защитой природных объектов. Тем не менее я считаю, что министерство несколько поторопилось. Уж точно не следует принимать таких резких решений в период чрезвычайной ситуации на Дальнем Востоке. У нас сейчас важной задачей является трудоустройство граждан. Поэтому я попросил Минприроды рассмотреть возможность приостановить этот документ, разобраться в нем, а затем вернуться к этой теме еще раз.